Только речь идет уже не о женах, а о принципиальном вопросе российской космонавтики - создании многоразовой транспортной космической системы, способной решать весь спектр задач по изучению и использованию околоземного пространства и дальнего космоса. Но - по порядку.
Комментируя итоги успешного Заседания, глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден заявил, что стороны теперь работают над совсем новой транспортной системой, которой, правда, нет еще и в проекте. Дорден предложил вернуться к этой теме через год, а пока неясно, по его словам, во что этот проект выльется. Тем не менее, назовем то, что не вылилось - первая. Главное в том, что европеец начисто отмежевался от проекта Клипер, назвав теперь его чисто российской разработкой. Назовем эту систему вторая.
Но должна она быть первая, причем самая любимая. До середины прошлого года Роскосмос говорил о том, что основу отечественной перспективной транспортной космической системы составит космический корабль Клипер. Только ради соблюдения формальностей в начале 2006 г. объявили конкурс на разработку и производство корабля для этой системы. Но всем уже давно было ясно, что недосягаемым фаворитом является ракетно-космическая корпорация Энергия с проектом Клипер. Десятки раз публиковались тактико-технические характеристики корабля, его макеты демонстрировались на выставках и салонах от Токио до Парижа и Берлина.
В одночасье все изменилось. В конце июня прошлого года, выступая на аэрокосмическом салоне в Фарнборо, руководство Роскосмоса вдруг объявляет о приостановке конкурса и переходе на многоэтапный принцип создания космического транспортника. Во главу угла ставится теперь старый, но испытанный временем орбитальный аксакал - корабль Союз. В нашем классификации - третья.
В июле 2006 г. руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов так объяснил этот сюжетный поворот: ...предложенная конкурсантами динамика затрат на выполнение ОКР (опытно-конструкторские работы) по годам существенно отличается от показателей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, что не может быть реализовано без существенных изменений этой программы....
Но корабль практически разработан, на львиную долю из внебюджетных средств, и в железе, по мнению руководителя корпорации Энергия Николая Севастьянова, может быть создан уже к 2013 г. Причем, Корпорация до конца текущего года собирается в очередной раз представить в Роскосмос уже усовершенствованный вариант этого пилотируемого корабля. Конечно, об этом не могут не знать в Роскосмосе. И знают давно. Однако в декабре 2006 г. Анатолий Перминов заявил: Мы предполагаем приступить к реализации проекта....."Клипер", начиная с 2012 г.