Сказочный элемент периодической таблицы
Абсолютным победителем городского конкурса «Учитель года-2007» стала учительница химии школы N 59 Инна Баранова.
Инна Баранова
Фото Сергея ПЕРМИНА
Инна Владимировна уже двенадцать лет объясняет своим ученикам, что «химия это не просто наука, это поэзия», и в конце концов они с ней соглашаются.
Все конкурсные волнения и переживания для Инны Барановой уже позади: в учительской на почетном месте красуется переходящий кубок «Лучший учитель», который она получила из рук прошлогодней победительницы, в семейном бюджете ежемесячная муниципальная надбавка к зарплате в размере десяти тысяч рублей. Но, несмотря на то, что все испытания позади, Инна Владимировна до сих пор переживает радость победы: рассказывая о прошедших событиях, заметно волнуется и до сих пор не может поверить, что она победительница.
Нас же до последней минуты держали в состоянии интриги, рассказывает учительница. Когда мы вышли на сцену, красивые и нарядные, никто из нас не знал: кто победил? Помню свой шок и слезы неужели это я? Сразу позвонила своим домашним, успокоила: все закончилось, я победила
Но больше всех переживал за Инну Баранову ее родной «классный» 6 «Б»: малышня «среднего звена» каждый конкурсный день терзала свою любимую классную: «Ну, что там, сколько баллов набрали?» А когда Инна Владимировна объявила им о своей победе, кричали и аплодировали прямо в школьном коридоре, а потом помчались делать «стихийную» стенгазету с поздравлениями, где написали, что химия это самый интересный и полезный предмет в школе.
Так уж сложилось в школах, что химию ребята не воспринимают как необходимый по жизни предмет, говорит Инна Баранова. Сама часто слышала, что эти уроки необходимы только тем, кто собирается поступать в медицинский или на какой-нибудь биологический факультет. Даже родители на собраниях мне раньше говорили: «Ну, зачем моему ребенку эта химия? Знает ее на «троечку« и ладно».
Поэтому несколько лет назад, Инна Владимировна решилась на эксперимент: в рамках «шестиклассного« природоведения начала в игровой форме учить с ребятами таблицу Менделеева. Сочинять сказки о каждом элементе: например, об аристократе «аргентуме-серебре» или легком и воздушном кислороде. Такие уроки-сказки даром для учеников 59-й школы не прошли: в восьмом классе, когда химия стала «официальным» предметом, ребята знали таблицу Менделеева как таблицу умножения и с упоением смешивали реактивы на лабораторных работах, решая сложные задачи.
В школьной среде ходят упорные слухи, что на лабораторных работах часто происходят взрывы и возгорания, смеется учительница. Так вот, прямо скажу: такое случается, если ребенок не увлечен предметом он просто не знает свойств того или иного элемента, поэтому и ошибается. Мои десятиклассники часто говорят: «Инна Владимировна, химия это поэзия!»
Кстати, ученики Инны Барановой участвуют во всех школьных олимпиадах разных уровней и часто приносят родной школе призовые «химические» места. Такая вот кузница кадров, которую устроила победительница в своем кабинете.
Конечно, я не могу тягаться с прогрессивными городскими гимназиями, вздыхает учительница. У них и оснащение лабораторное на высшем современном уровне, и наглядного материала в кабинете хватает, а мы все по старинке работаем, где каждый реактив на вес золота
Выкручиваемся, ребята мне мои помогают где плакат нарисуют, где интересный материал из Интернета «выдернут».
И самое главное на своих учеников Инна Баранова не кричит и толстой указкой по столу не колотит, призывая класс к тишине. Считает, что такая форма работы давно уже стала архаичной и толку от нее нет никакого. Криком от ребенка ничего не добьешься: если он мямлит у доски и не может внятно ответить, это не его вина, а «прокол» педагога. Если не заинтересовал, «проморгал» оставайся после уроков и спокойно, заново объясняй ребенку материал. И без всякой там платы за дополнительное время, как зачастую это бывает в наших школах. Об этом-то и говорила Инна Владимировна на одном из конкурсных этапов, где защищала свою педагогическую концепцию. Как видите, защитила с блеском.
У педагога должна быть только одна концепция, улыбается Инна Баранова. Любить ребенка и относиться к своей работе, как к родному дитю. Тогда и польза будет.