Гус Хиддинк, таким образом, остался на свободе, Россия - с футбольным тренером, а болельщики - с надеждой на выход в финальную стадию чемпионата Европы 2008 года.
Риск потерять тренера у России, между тем, был. На него весной прошлого года пошли люди, занимавшиеся приглашением Гуса Хиддинка, - Роман Абрамович и его "заместитель" по футбольным делам в России, глава фонда "Национальная академия футбола" Сергей Капков. Голландец честно предупредил их о возникших у него во взаимоотношениях с налоговыми службами трудностях. Это признание, насколько известно, повлияло на сумму контракта. Ее увеличили, поскольку Хиддинк, наученный горьким опытом, был тверд в намерении выплачивать на сей раз налоги в Голландии. Увеличили ровно на столько, сколько в будущем потребуется для подобных выплат.
Гус Хиддинк является главным тренером сборной России вот уже восемь месяцев. "Является" можно, конечно, заменить на "работает", но этот глагол вряд ли будет точным в отражении деятельности приглашенного голландца. С самого начала он был объявлен российскими футбольными властями как специалист, готовый выстроить вертикаль во взаимоотношениях между всеми сборными страны - от самой младшей юношеской до национальной, наладить систему преемственности и следить за функционированием всех команд. Ничего подобного на практике не происходит. Хиддинк, похоже, понятия не имеет о том, как, по каким методикам, в каком направлении работают, скажем, юношеские сборные России. Да ему, если "юношеский участок" не зафиксирован в его контракте, и не нужно это знать.
Самым, наверное, характерным примером равнодушного отношения Хиддинка к тому, что не входит в сферу интересов национальной сборной, стала прошлогодняя ситуация с молодежной сборной России. Ее главным тренером официально считался Александр Бородюк, который, собственно, и довел команду до раунда стыковых матчей с португальцами за выход в финал континентального чемпионата. Как только настала пора этих игр, имевших для российского футбола исключительно важное значение (победа позволяла рассчитывать на попадание в олимпийский футбольный турнир в 2008 году, а на Олимпиадах советских и российских команд не было с 1988 года), Хиддинк в ультимативной форме заявил, что Бородюк нужен ему и в молодежную сборную он его отпускать не собирается.
В Москве португальцы были обыграны 4:1. В гостях российскую команду устраивало даже поражение 0:2. Но Бородюк в Португалию, в соответствии с требованием Хиддинка, не поехал (национальная сборная в тот момент готовилась к "важнейшему" домашнему отборочному матчу с Эстонией, занимающей в мировой классификации место во второй сотне), и "молодежка" проиграла на чужом поле со счетом, устроившим португальцев (0:3).
Меньше чем за год Гус Хиддинк продемонстрировал своим российским предшественникам (и потенциальным преемникам) совершенно новые, доселе неведомые, формы работы с национальной сборной. Он исключительно редко бывает в Москве. Не всегда появляется на ключевых матчах российского чемпионата. Спокойно пропускает домашние матчи ЦСКА и Спартака в Лиге чемпионов, потому что в эти дни в роли комментатора голландского телевидения отправляется в Турцию на игру с участием своего бывшего клуба ПСВ. Голландца не видели в Израиле на Кубке Первого канала, в финале которого играли девять футболистов сборной.