Ученые из Кливленда, штат Огайо, США, провели исследование, выявившее взаимосвязь между нарушениями сна у детей и фактами насилия и жестокости, с которыми им приходится сталкиваться, говорится в пресс-релизе Американской академии медицины сна. Исследование, представленное на конференции "Сон-2012" показывает, как тяжесть случая насилия затрагивает качество и продолжительность сна ребенка. Чем более жестокое насилие совершено, тем больше его влияние. Проблемы с бессонницей и ночными кошмарами и ранее ассоциировались с влиянием насилия или жестокости, но работа ученых из Кливленда обнаружила, что разные их формы затрагивают различные аспекты детского сна.
Например, дети, подвергшиеся насилию, спят меньше и беспокойнее по сравнению с теми, кто был свидетелем насилия, но не стал его жертвой. Дети, ставшие свидетелями убийства, страдают неустойчивым сном, который может меняться спустя время после события.
"Насилие пропитывает наше общество, и эта работа показывает, что переживание даже единственного факта насилия в качестве жертвы или свидетеля может изменить привычки сна, что в свою очередь может негативно сказаться на детском здоровье и развитии", — цитируются в пресс-релизе слова Джеймса Спилсбери, доктора философии, научного руководителя исследования. Дети, не получающие достаточно отдыха во время сна, подвержены развитию поведенческих проблем. Плохой сон также связан с рядом серьезных рисков для здоровья, включая высокое кровяное давление, сердечные заболевания, инсульты, депрессии, диабет, ожирение.
Исследователи в ходе своей работы изучали данные 46 детей в возрасте от 8 до 16 лет, которые являлись участниками специальной программы для детей, подвергшихся насилию. Этнический состав группы был смешанным, но преимущественно дети проживали в неблагополучных семьях в городских условиях.
Данные о сне были собраны в течение семи дней с помощью актиграфа, диагностического устройства в виде наручных часов, позволяющего на основании анализа двигательной активности установить, когда человек спит или бодрствует. Продолжение эксперимента последовало три месяца спустя. Анализируя результаты, исследователи учитывали такие факторы, как возраст, пол, доход семьи и насильственные факты за предыдущий год. "Мы увидели, что тяжесть самых последних фактов насилия имеет измеримое, негативное влияние на качество и продолжительность детского сна", — говорит Спилсбери.