Многие ученые полагают, что математика — это универсальный язык, понятный любому разумному существу. Однако исследователи из Калифорнийского университета и Университета Гейдельберга считают, что числа и формулы — инструмент культуры.
Некоторые ученые полагают, что математические концепции формировались в сознании человека на протяжении миллионов лет эволюции и являются естественной способностью ассоциировать числа с пространством; математика и числа окружают нас повсюду — в школе, в магазине, на работе, в автомобиле, в быту.
В Папуа-Новой Гвинее, в долине Юпно живет племя, не имеющее никакого представления о современном образовании. Мало того, за долгие годы оно выработало собственную систему исчисления, имеющую свою систему обозначения чисел меньше и больше 20. Для обычного ребенка из города представить себе числовую шкалу от 1 до 10 труда не составит, но молодой человек из племени юпно делит числа на большие и маленькие. Представители племени, когда их попросили расположить числа по возрастанию, не поняли, что от них требуется — они сделали две кучки, в одну сложили все маленькое, а в другую все большое.
Что касается времени, их временная шкала тоже имеет нелинейный характер. У европейцев, к примеру, время движется из прошлого в будущее, по одной линии, а юпно считают настоящее "землей под ногами", будущее "вершиной холма" над деревней, а прошлое — "долиной внизу". Их время имеет объем, похожий на пространство вокруг деревни, они не считают себя точкой отсчета, а время как бы разлито вокруг них.
Натолкнувшись на столь необычную систему исчисления, исследователи задумались — а на самом ли деле нас поймет внеземной разум, которому мы предложим свою математическую модель мира? А вдруг на своей планете он, например, один, как мыслящий океан у Лема? Как он поймет, что такое "несколько"?