Утверждения о том, что школы в СССР
были лучшими в мире, не имеют ничего
общего с реальностью, считает историк
российского образования, сотрудник
Научной библиотеки МГУ Алексей Любжин.
Если бы мнение о превосходстве
советского образования было хоть
сколько-нибудь близко к действительности,
то страны Запада должны были устроить
у себя образовательную реформу по
примеру СССР, заявил Любжин в интервью
«Ленте.ру». Однако ни в одном из европейских
государств, по словам учёного, чиновники
от образования и не думали заимствовать
советские модели.
Он также подверг сомнению заявления
некоторых общественных деятелей о том,
что советское среднее образование
наследовало традиции образовательной
системы Российской империи. «Советское
образование — полный антипод имперского.
До революции в России существовало
много типов школ: классическая гимназия,
духовная семинария, реальное училище,
кадетский корпус и так далее. Была "своя"
школа для любых способностей», — уточнил
эксперт.
После 1917 года, по словам историка,
вместо этого многообразия стал внедряться
единый тип школ. Появилась система
всеобуча с единым для всех средним
уровнем образования. «По качеству
подготовки выпускник советской средней
школы соответствовал выпускнику
императорского высшего начального
училища, диплом которого не давал доступа
в университеты», — подытожил Любжин.
Ранее педагоги из Екатеринбурга
обратились к президенту, министру
образования, главе Рособрнадзора и
детскому омбудсмену с просьбой поддержать
проект «Русская классическая школа».
Инициатива, в частности, предполагает
переиздание советских учебников и
возврат к классической советской
методике преподавания.