Ученые китайского университета Хуажонг разработали
новое радиопоглощающее покрытие, которое может сделать самолеты или корабли
малозаметными для радаров. Это изобретение сделает переворот в
стэлс-технологиях.
Покрытие представляет собой гибкую монтажную плату с
распаянными на ней полупроводниковыми диодами — варакторами. Такие диоды на
плате чередуются с конденсаторами. Этот слой толщиной 0,8 миллиметра
располагается под слоем медных резисторов и конденсаторов, сообщает N+1.
Толщина этого слоя составляет всего 0,04 миллиметра.
Оба этих слоя располагаются на металлической сотовой подложке толщиной семь
миллиметров, а последняя, в свою очередь, крепится к металлической фольге. Покрытие
получилось значительно тоньше обычных радиопоглощающих материалов,
оптимизированных для UHF (дециметровые волны). Общая толщина покрытия составляет
7,8 миллиметра.
Покрытие для работы требует тока напряжением от
десяти до 48 вольт. Меняя напряжение можно изменять частоту поглощаемого
излучения. Ученые провели эксперимент с покрытием, ширина и длина которого
составили 500 миллиметров, а толщина —7,8 миллиметра. Его облучали волнами с
частотой от 0,4 до двух гигагерц. В зависимости от частоты поглощаемого
излучения потребляемая покрытием мощность варьировалась от 0,7 до 1,65 ватта.
Исследователи выяснили, что разработанное ими
покрытие достаточно эффективно работает в широком диапазоне волн, причем
изменяя подаваемое напряжение на разные его участки, можно регулировать
поглощение одновременно для нескольких частот. Попадая под излучение, покрытие
частично поглощает его. Другая часть излучения переходит в электрическую
энергию, которая затем рассеивается в виде тепла.
Сегодня существует несколько технологий уменьшения
заметности техники в радиолокационном спектре. В частности, к ним относится
геометрическая форма летательного аппарата (излучение отражается не обратно к
радару, а в стороны) или радиопоглощающие материалы. Для UHF диапазона
радиопоглощающие материалы уже разработаны, однако их нельзя использовать на
самолетах из-за большой толщины и массы.