Команда из Университета Клемсон при поддержке
Исследовательского центра вооружённых сил США представила «умный» материал,
который поможет транспортным средствам ощущать повреждения подобно тому, как
нервы человека порождают боль.
По задумке разработчиков, «нервы» машины, да и
вообще любого транспортного средства — от танка до вертолёта — должны работать
совместно с системой оповещения, которая активируется непосредственно в момент
повреждения и сообщает о нём пользователю. Такая система пригодится в обслуживании
и ремонте, а также в поисках виновника аварии.
Для создания «машинных нервов» инженеры использовали
магнитострикционный композитный материал, напоминающий пластик, который
реагирует на изменения магнитного поля или физическое напряжение. Слой из него
зажат между несколькими слоями композитных материалов.
В итоге получается сэндвич-панель, по структуре
напоминающая ламинат, которую можно установить в транспортное средство. Авторы
отмечают: уникальность такой разработки заключается в том, что магнитострикционный
материал встроен в саму панель и является её системной частью, а не
прикрепляется сверху, как внешний датчик.
Саму систему в целом вполне можно назвать «датчиком-диагностом».
Она реагирует на удары, растрескивание или необычную (сверх нормы) нагрузку. Когда
происходит повреждение, отчёт о нём отправляется на компьютер.
Причём «умный» композитный материал сам «оценивает»
степень тяжести ущерба и даже может подсказать, нужно ли немедленно отправиться
в ремонт, или машина сможет продолжить движение, несмотря на поломку. Примерно
так же нервная система человека передаёт «отчёт» о болевых ощущениях в мозг.