Уникальную находку сделали красноярские археологи, ведущие раскопки Афонтовой горы – археологического памятника, расположенного около центра города на берегу Енисея. Ученые нашли челюсть человека, жившего 13 тысяч лет назад. Возможно, это жертва каннибалов.
Фото предоставлено директором Красноярской геоархеологии Романом Павловым
Третья в Сибири
Удача улыбнулась Николаю Степанову на глубине 11-ти метров от современной поверхности. Опытный археолог, участник множества раскопок во вторник, 3 июня сделал находку, которая может всколыхнуть весь научный мир.
«Это третья подобная находка в Сибири за всю историю археологических раскопок и наилучшая по степени сохранности. Челюсть принадлежит взрослому индивидууму, жившему примерно 13-14 тысяч лет назад. Ранее находили только детские останки: в тридцатые годы прошлого века в Иркутской области и в 1992 году под Дивногорском Красноярского края», - рассказывает научный сотрудник Красноярской Геоархеологии Данил Лысенко.
Археологические исследования нависшей на левом берегу Енисея Афонтовой горы – группы стоянок времен позднего палеолита – начались в 1884 году. Вел их еще Иван Савинков, за свои археологические изыскания отлученный от церкви.
С тех пор на Афонтовой горе нашли множество артефактов (каменные и костяные орудия, кости животных и человека), несколько палеолитических стоянок. Были получены данные, свидетельствующие о том, что человек приручил собаку 15-17 тысяч лет назад. На сегодняшний день выделено восемь культурных слоев. Обнаруженные здесь артефакты находятся во многих музеях мира, в том числе в Эрмитаже и Лувре.
Фото Андрея Мармышева
Новому, пожалуй, самому масштабному изучению памятника, помогли дорожники, строящие в Красноярске четвертый мост через Енисей. В зону возведения переправы попала стоянка Афонтова гора II, а по закону подобному строительству должны предшествовать охранно-спасательные археологические работы. Право на это получил Институт археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения (СО) РАН. Новосибирцы привлекли к раскопкам на субподряд красноярских археологов.
Жертва каннибалов?
Пока археологи не могут сказать – мужчине или женщине принадлежит челюсть. К изучению останков планируется привлечь специалистов Красноярского медуниверситета, которые, быть может, определят пол этого человека древности.
«Примечательно, что челюсть была обнаружена в окружении фаунистических остатков (остатков растений древности – прим.) и орудий труда. Это дает право полагать, что челюсть либо является частью погребения, "сползшего" в результате естественных процессов, либо это следы каннибализма… Скорее всего, данного индивидуума съели», - говорит Лысенко.
По мнению ученых, каннибализм практиковался обитателями Сибири в эпоху палеолита. Древние сибиряки кушали друг друга не только для утоления голода или другой необходимости, но и в связи с религиозно-магическими обрядами, ритуалами.
Фото Андрея Мармышева
Вообще среди многих племён и народов прошлого, и не только в Сибири, поедание различных частей тела убитых врагов, пленных, умерших сородичей было распространенным явлением. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и другие положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.
Обряды Афонтовой горы
Начавшиеся в марте этого года масштабные раскопки позволяют сказать, что в те древние времена на берегах Енисея обитало множество животных. В раскинувшейся на месте современного Красноярска тундре обитали северные олени, песцы, зайцы. На найденных костях северного оленя зафиксирован след от ранения, что свидетельствуют о том, что люди добывали их охотой.
Найдены даже бивни мамонтов и прочие части скелета этих животных. На бивне видны следы обработки человеком. Для окоты афонтовцы использовали копья с комбинированными наконечниками. Такой наконечник представляет из себя заостренный стержень из рога северного оленя, в продольные пазы которого крепились узкие кремневые пластинки. Так называемая вкладышевая техника является одним из серьезнейших достижений в изготовлении орудий возникшая в эпоху палеолита.
О магической обрядности свидетельствуют следы охры – природной минеральной краски. Красная охра широко использовалась в ритуальных или религиозных целях. В частности в погребальных обрядах многих археологических культур каменного века в Евразии. Значение охры не до конца ясно. Многие исследователи видят в ней заменитель крови, символ жизни после смерти.
Одна из самых интересных находок – бусы из жадеита, полудрагоценного поделочного камня, нашивавшиеся на одежду. Жадеит очень похож на нефрит, у некоторых народов Азии считается магическим камнем.
Фото Андрея Мармышева
Археологи надеются в ходе дальнейших раскопок найти новые останки древних людей. Это возможно приоткроет очередную завесу тайны над прошлым жителей Сибири. Позволит лучше узнать их обычаи и культуры и может быть даже понять за что аборигены съели человека.
Житель Бурятии нашел могилу Чингисхана >>