После сорока лет работы с технологиями, которые позволяют выводить пилотируемый космические аппараты не далее околоземной орбиты, американское космическое агентство, судя по всему, решилось на инвестиции в более-менее дальний космос. Ресурс Gizmag сообщает, что NASA готовится построить конкурента МКС близ Луны. Обитаемая база может стать перевалочным пунктом, которые позволит тщательнее изучить наш спутник, астероиды, а также отправить людей на Марс.
Источник слухов — американское издание Orlando Sentinel. Его авторы утверждают, что видели документы, свидетельствующие о соответствующем отчете главы NASA Чарльза Болдена в Белом доме. В документах якобы говорилось о том, что космическое агентство США планирует собрать новую космическую станцию в точке Лагранжа L2 в системе Земля-Луна. Форпост, условно обозначаемый EML-2 (Earth-Moon Lagrange 2), будет располагаться на расстоянии 61 тысячи километров от Луны (за дальней стороной нашего спутника) и на расстоянии 446 тысяч километров от Земли.
Как уже было сказано, станцию расположат в точке Лагранжа. В системе Земля-Луна сооружение будет находиться в одном более-менее статичном положении, то есть не станет вращаться относительно нашей планеты и нашего спутника. Все потому, что гравитационные силы, действующие на станцию ничтожно малой массы со стороны огромных планеты и спутника, уравновешиваются центробежной силой. Такое положение имеет массу преимуществ.
Станция EML-2 может быть собрана из частей МКС, а также включать российский модуль и итальянские компоненты. Доставку компонентов может осуществлять американская сверхтяжелая ракета-носитель SLS, первые полеты которой запланированы на 2017 год. Вероятно, уже к 2019 году она сможет заняться постройкой EML-2. Грузы и людей к новому форпосту человечества сможет отправлять корабль "Орион".
Что касается функций станции, то с ее помощью американцы смогут отправлять новые роботизированные миссии для изучения Луны (по планам новую порцию грунта нашего спутника доставят на Землю в 2022 году). Затем станция должна будет помочь в отправке людей на Красную планету. Издание Orlando Sentinel цитирует: "Станция, расположенная в точке Лагранжа Земля-Луна как полигон для испытаний возможностей отправки человека в дальний космос – самый лучший вариант для наработки соответствующего летного опыта с минимальным риском".
Такие планы NASA отчасти подтверждает недавняя новость о том, что космическое агентство США объявило о заключении контрактов на разработку твердотопливных ускорителей для ракеты-носителя SLS. Еще одним доказательством таких планов можно отчасти считать то, что специалисты из Штатов уже давно отрабатывают технологии, которые позволят пилотируемой миссии добраться и изучить астероиды. Согласно последним официальным сообщениям NASA, SLS позволит отправить человека на астероид в 2025 году, а на Марс в 2030-х годах).
Кроме того, проект EML-2 очень напоминает план Global Exploration Roadmap, в 2011 году представленный Международной координационной группой по освоению космоса (ISECG) – консорциума образованного нациями, участвующими в создании МКС. В этом предложении также были выдвинуты планы по продлению работы международной космической станции до 2020 года, а также о космических миссиях на ближайшие 25 лет, которые станут возможны, если наша орбитальная станция просуществует еще восемь лет.
Добавим, что стоимость столь масштабных проектов пока никому неизвестна. Впрочем, перед разработчиками, желающими создать EML-2, стоит не только вопрос финансирования. Предстоит решить немало технических проблем. Например, новой станции необходима более надежная защита от радиации. Ведь точка Лагранжа, на которую нацелились американцы, расположена далеко за пределами радиационного пояса, защищающего Землю и ее окрестности от вредного влияния потоков высокоэнергетических частиц.
Кроме того, кораблю "Орион" необходимо будет "вооружиться" защитой, способной предохранить его от разогрева в атмосфере Земли. Со времен "Аполлона-17", вернувшегося в 1972 году, ни один корабль не подвергался подобным испытаниям (скорости возврата были не те). Следующий пункт – все технические узлы нужно будет подготовить к очень длительным перелетам от Земли и обратно. Это означает, что автоматика должна будет стать сверхнадежной. Соответствующей должна быть подготовка членов экипажа. И речь не только о психологической стороне вопроса, но и об их технической подготовке к таким путешествиям.
Впрочем, до тех пор пока от специалистов NASA не поступит официальное подтверждение работы над EML-2, этот проект остается лишь одним из возможных вариантов развития событий, отмечает Gizmag.