Минкомсвязи предложило скорректировать ряд положений
законопроекта, регулирующего деятельность цифровых аудиовизуальных сервисов, в
частности онлайн-кинотеатров.
Обсуждаемый законопроект предлагает запретить иностранным
инвесторам владеть более 20% аудиовизуальных сервисов, средняя ежедневная
аудитория которых в течение месяца составляет более 100 тысяч пользователей на
всей территории России или более 20 тысяч — в одном регионе страны, передает
РБК.
Кроме того он обязывает
онлайн-кинотеатры зарегистрироваться в реестре Роскомнадзора. В нынешней версии документ распространяется
на социальные сети и популярные видеосервисы, например, YouTube.
В январе законопроект
был в первом чтении принят Госдумой. Он
должен был вступить в силу с 1 марта 2017 года. Но пока даже не
назначена дата второго чтения.
Опасность распространения норм закона на социальные сети и
популярные видеосервисы в Минкомсвязи увидели в формулировке, определяющей
сервисы на которые не
распространяется действие законопроекта.
В текущей версии документа, одобренной парламентариями, из-под действия закона
выводятся сервисы, предоставляющие «доступ исключительно к аудиовизуальной
продукции, размещаемой пользователями — физическими лицами».
Министерство предложило заменить слово «исключительно» на
слово «преимущественно», поскольку на YouTube контент могут размещать и
юридические лица. Как пояснила начальник управления регулирования связи и
информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Елена Заева,
согласно нынешним формулировкам законопроекта, YouTube и социальные сети
подпадают под ограничения, поскольку на них может размещаться не только
пользовательский, но и профессиональный контент.
Спор вокруг контента
Пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина добавила,
что разъяснять «преимущественность» контента будет подзаконный акт, который
готовит Роскомнадзор. «Минэкономразвития поддержало эту позицию, поскольку
данная формулировка смягчает положение организаторов аудиовизуальных сервисов
по контенту, то есть большее количество сервисов не подпадает под жесткие
требования законопроекта», — отметила Лашкина.
В ФАС предлагают вывести из-под регулирования еще большее
число сервисов. По словам Заевой, служба предложила не распространять закон на
ресурсы, если половина и более их пользователей — жители России или компания —
организатор сервиса распространяет за рубежом продукцию, созданную на
территории России. Как отмечает
Ген.директор OKKO Иван Гродецкий «Перечисленные инициативы ФАС направлены на
поддержание локальных игроков и не деформируют рынок в отличие от требований,
которые предусмотрены редакцией законопроекта, прошедшей первое чтение»
По словам другого участника
рынка, предложения ФАС позволят вывести из-под действия закона такие сервисы,
как Ivi.ru, Megogo и Okko. Среди
совладельцев этих площадок есть иностранцы, но большинство пользователей — из
России По данным Kartoteka.ru, ООО
«Иви.ру», ООО «Мегого» и ООО «ОККО», которые развивают одноименные сервисы,
сейчас подконтрольны различным офшорам.