Магистрант Томского госуниверситета разрабатывает
полупроводниковый газовый сенсор, который позволит предотвратить чрезвычайные
ситуации во время работы или транспортировки топлива, а также снизить риск
экологических катастроф, сообщает пресс-служба вуза.
Прибор предназначен для обнаружения следовых концентраций
паров авиационного керосина на аэродромах и авианосцах.
Ученые объясняют, что даже небольшое превышение
концентрации токсичных паров авиационного керосина в воздухе вредно для
здоровья. А в насыщенном кислородом воздухе они образуют взрывоопасную смесь,
которая при проливах топлива может вызвать возгорание и экологические
катастрофы.
«Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходим
непрерывный мониторинг воздуха. Сейчас для этого используются дорогостоящие
системы контроля, включающие электрохимические или оптические датчики», –
рассказывает Богдан Кушнарев
У этих систем ограничен диапазон рабочих температур,
давлений, влажности воздуха, концентраций сопутствующих компонентов. Они
требуют частой поверки, время срабатывания может достигать 1,5 минуты, а потому
системы сообщают об уже свершившейся ЧС, но не предупреждают о ее возможности,
когда катастрофу еще можно предотвратить.
Радиофизик планирует создать полупроводниковый газовый
сенсор на основе тонких пленок диоксида олова с использованием технологии,
разработанной в лаборатории полупроводниковых приборов СФТИ. Эксплуатировать его
можно будет при температуре от -20 до +50 градусов.
Работу планируется закончить в 2020 году. Созданный сенсор
можно будет использовать в системах контроля ПДК паров авиационного керосина на
аэродромах и авианосцах.