Сбой при запуске спутника "Ямал-402", произошедший в начале декабря, связан с поломкой подшипника в турбонасосном агрегате двигателя разгонного блока "Бриз-М". К такому выводу пришли эксперты рабочей группы, которую возглавляет заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин. Официальные результаты будут подведены, вероятно, в ближайшие дни.
Напомним, запуск "Ямал-402" был осуществлен 9 декабря с космодрома Байконур ракетой "Протон-М". Спутник удалось вывести в космос, но он преждевременно отделился от разгонного блока "Бриз-М" и в результате оказался не там, где нужно. Выяснить, что причиной нештатного запуска спутника стала неполадка в двигательной установке "разгонника", специалисты смогли после расшифровки всей телеметрической информации. Она же позволила экспертам опровергнуть версию относительно ошибки при формировании полетного задания.
"Основной причиной стало механическое разрушение подшипника в турбонасосном агрегате двигателя "Бриза-М". Как только это произошло, в автоматическом режиме была отдана команда на отключение двигателя, поэтому он отработал на четыре минуты меньше положенного", — пояснил "Коммерсанту" источник в комиссии, расследующей причины нештатной работы разгонного блока. В ближайшее время специалисты проверят все их выпущенные аппараты, чтобы установить, было разрушение подшипника случайностью или же это систематический производственный брак.
Отметим, что после нештатного запуска спутника "Ямал-402" пришлось отложить запуск сразу двух космических аппаратов, намеченный на начало 2013 года. Мексиканский Satmex 8 и канадский телекоммуникационный спутник Anik-G1, как планировалось, должны были выйти на орбиту с помощью "Бриз-М". Впрочем, что касается российского спутника связи, то "Ямал-402" все же удалось вывести на заданную орбиту. Несмотря на неудачный запуск, компания-разработчик космического аппарата смогла провести уникальную операцию по его спасению. Владельцем спутника является "Газпром", а разработчиком — европейская компания Thales Alenia Space. Ее специалисты смогли вывести спутник на нужную орбиту, включив его собственные двигатели.
Проведенные маневры, тем не менее, не пройдут для спутника бесследно. Так как для вывода на нужную орбиту расходовалось драгоценное топливо, то срок службы "Ямал-402" сократится на четыре года — с 15 до 11 лет. Топливо нужно спутнику для последующей коррекции орбиты, израсходовав его часть, он уже не сможет удержаться на ней столько, сколько планировалось.