Испытания устройства для возвращения «потерявшихся»
космонавтов на корабль начались в России. Уникальный сейфер предполагается
встроить в космический скафандр, сообщил Гендиректор, главный конструктор НПП «Звезда» Сергей
Поздняков.
«Это устройство, которое гарантированно вернет на корабль
или станцию космонавта, если тот во время выхода в открытый космос отдалился на
опасное расстояние. Представьте: космонавт улетел, как в известном фильме, и
ему надо спасаться. Счет идет на секунды. А тут: нажал кнопку — и спасательное
устройство возвращает тебя», — сказал Поздняков в интервью «РГ».
По его словам, сейфер будет представлять из себя некий
реактивный ранец, встроенный в скафандр. «Мы хотим интегрировать систему
спасения космонавтов прямо в скафандр "Орлан", который используется
для работы в открытом космосе. У него жесткая кираса, которая позволяет это
сделать», — уточнил глава НПП.
Предполагается, что правильное направление обеспечат
радиомаяки, а само движение — не менее 16 микродвигателей: по четыре на угол. «Чтобы
и поворачиваться, и стабилизироваться, и перемещаться», — уточнил конструктор.
Топливом для сейфера, вероятнее всего, станет сжатый воздух.
«Главное, чтобы была реактивная струя. Но в "Орлане" есть кислород в
баллонах под высоким давлением. Конечно, кислород использовать менее
эффективно, однако тоже можно», — сказал Поздняков.
Он рассказал, что системой
спасения конструкторы начали заниматься еще в начале 2000 годов. И даже сделали
образцы. Доставка планировалась на одном из американских шаттлов. Но тогда
потерпела катастрофу «Колумбия», и полеты челноков остановились на два года.
Грузопоток пошел только на наших «Прогрессах» и под лупой рассматривался каждый
полезный грамм, а потому образцы так и не попали в космос.
Но в любом случае та система не была оптимальной. Она, как и
нынешняя у американцев. «Надо извлечь пульт, включить систему,
сориентироваться, застабилизироваться... В стрессовой ситуации все это сложно,
а главное — долго. Наша концепция сейфера принципиально иная: все должен делать
автомат. Как в катапульте для летчика», — пояснил Поздняков.
Он сообщил, что сейчас испытывается прототип конструкции.
Это оценка концепции, подходов. Испытания проходят на специальном стенде на
воздушной подушке.