Управляемые механизмы для крыльев самолетов — «перья»,
позволяющие подстроиться под ветер и компенсировать турбулентность, разработали
ученые Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал доктор
физико-математических наук профессор СПбГУ Олег Граничин.
Турбулентностью называют явление, при котором в потоке
воздуха появляются самопроизвольные волны, вызывающие "ныряния"
самолетов, тряску в салоне, а иногда и воздушные катастрофы.
«Мы разработали "перья" для крыльев самолета ---
управляемые механизмы с датчиками давления, которые могут приподниматься и
поворачиваться с помощью электромоторчика, и компенсирующие турбулентность. Для
управления системой "перьев" не требуется центрального компьютера, а
сами устройства связаны в сеть и подстраиваются друг под друга», — цитирует
Граничина ТАСС.
Он объяснил, что каждое маленькое «перышко» подстраивается
под соседние: если давление атмосферы на них чуть выше, оно себя чуть
приподнимает, если ниже — чуть-чуть опускает, и получается так, что на всех
элементах крыла происходят связанные процессы.
Ученые испытали на беспилотном летательном аппарате с
размахом крыла в два метра рабочий прототип системы «перьев» и готовят
следующий, более совершенный вариант разработки, испытания которого еще только
предстоят. Разработчики также обратились в «Роспатент» для регистрации
устройства в российском правовом поле.
«В природе нет ничего лишнего, если птицы летают в воздухе с
перьями, а не лысые, значит это более выгодно с точки зрения аэродинамики», —
отметил ученый. Граничин также добавил, что разработку планируется адаптировать
для применения на подводной технике.