Министерство обороны России заказало оборонно-промышленному комплексу возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Как пишет газета "Известия", разработкой лазеров будут заниматься концерн ПВО "Алмаз-Антей", Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и компания "Химпромавтоматика". Работы начнутся в 2013 году.
По словам источника "Известий", ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшейся во времена СССР для отработки новых лазерных технологий. В СССР было создано два самолета, однако уцелел только один, созданный в 1991 году. Он базируется на аэродроме под Таганрогом.
Лазеры на А-60 использовались в экспериментах по ослеплению оптических головок самонаведения ракет и систем наблюдения спутников. Работы по этому проекту были приостановлены в 2011 году из-за нехватки финансирования. Оборудование с А-60 было частично демонтировано. Источник "Известий" рассказал, что сейчас финансирование возобновлено. На А-60 планируется установить оптическую установку с более мощным лазером. Кроме того, А-60 пройдет полную модернизацию. Самолет не выполнял полетов последние два года. ТАНТК имени Бериева рассчитывает провести модернизацию А-60 в течение 2013 года. Тогда же совместно с "Алмаз-Антеем" на него будут установлены новые блоки лазерной установки 1ЛК222. Установка создана совместно "Алмаз-Антеем" и "Химпромавтоматикой". По данным компаний, в наземном варианте лазер уже готов.
Как отмечает газета, в ходе испытаний системы, получившей название "Сокол-Эшелон", которые могут начаться уже в конце 2013 года, предстоит выяснить работу лазерной установки при перепадах давления, температур и перегрузках. При этом разработчики пока не знают, какие именно самолеты будут использоваться в качестве носителей лазерного оружия - модифицированные военно-транспортные или бомбардировщики.
Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты, потребует разработки надежных и мощных источников энергии. Кроме того, вероятно, предстоит разработать и системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Предстоит решить задачу дальности поражения целей — повышение мощности лазерного луча не гарантирует поражение цели на большом расстоянии.
Ранее США занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F. В феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета, однако последующие два испытания провалились. Система состояла из химического лазера и двух менее мощных лазерных систем контроля состояния атмосферы и наведения. В 2011 году министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей.