Российские авиакомпании обеспокоены массовым оттоком пилотов
в Азию. За последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров
воздушных судов (КВС) и инструкторов, еще 400 человек — в процессе
трудоустройства.
Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в
частности Китай и Корею. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало
более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» —
КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — «в процессе
оформления документов», пишет «коммерсантъ»
Издание отмечает, что уход из «ВИМ-Авиа» сразу 12 КВС стал одной
из причин масштабных сбоев полетной программы. В авиакомпании подтвердили, что
некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина
оттока, по мнению «ВИМ-Авиа», «имеет экономический характер»: в странах Азии
государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного
летного состава.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в кулуарах
ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил,
что «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза
выше».
В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тысяч пилотов, из них
— 25,2 тысяч коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тысячи человек). По
данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысяч
пилотов в год — 111 тысяч человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59
авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 миллиона пассажиров,
а всего через аэропорты КНР прошло более 1 миллиарда человек.
Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также
боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство
выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом
пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля,
спрос на работу в РФ упал. У «Аэрофлота» 21 иностранный пилот (18 человек — из
Чехии), квота компании — 80 человек.
Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но «больше
не видит возможностей для ее роста»: второй пилот получает 320-350 тысяч рублей
в месяц, КВС — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей.