ЭК-12П "Иволга". Фото с сайта commons.wikimedia.org
<!--/noi
Пограничная служба ФСБ России примет на вооружение новые экранопланы "Стерх-10", разработкой которых занимается компания "Орион" по заказу Министерства промышленности и торговли, пишет газета "Известия" со ссылкой на председателя ассоциации "Экраноплан" Юрия Варакосова. Машина сможет летать надо льдом, снегом и торосами. Инициатива с названием исходит от Минпромторга — именно оно было изначально заложено в технической документации заказа. На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 миллионов рублей, пишет газета "Взгляд".
Помимо пограничников, новые машины рассчитывает получить и правительство Якутии, которое намерено использовать модифицированных "Стерхов" в условиях Арктики. Прототип нового экраноплана в настоящее время проходит подготовку к спуску на воду и к первому полету. Оба этих события запланированы на начало августа 2013 года. Масса новой машины, способной перевозить до 20 человек, составляет десять тонн. "Стерх-10" может совершать полеты в экранном режиме на высоте шести метров, однако наиболее эффективным режимом является полет на высоте от 0,8 до 1,5 метра. На такой высоте эффект экрана максимален.
"Стерх-10" выполнен по формуле катамарана и отличается от советских "каспийских монстров", которые сделаны в виде "летающих лодок". Кроме того, часть элементов выполнена у него из композитных материалов. "Стерх" должен отрываться от воды или льда на скорости и развивать крейсерскую скорость 250 километров в час, пишет портал sochi-24.ru. Новый экраноплан разработан на базе другой машины такого класса — ЭК-12П "Иволга". Она также была разработана компанией "Орион". Согласно техническому заданию Минпромторга, "Стерх" должен будет в 2015 году заменить устаревшие пассажирские самолеты Ан-24 и Ан-28.
В начале 2012 года сообщалось, что Пограничная служба ФСБ России намерена создать в Петрозаводске центр по строительству экранопланов. В качестве основы для такого центра послужит бывший судостроительный завод "Авангард". Руководство ФСБ оценило климатические условия в Петрозаводске как удобные для проведения круглогодичных испытаний новых кораблей.