Крупные операторы, в том числе ТТК, Ростелеком, МТС, ЭР-Телеком,заверяют, что тарифы на услуги для
населения в связи с грозящим кризисом существенно не изменятся. Менее прогнозируема
ситуация с юрлицами, поскольку их
количество в бизнес-центрах может
сократиться. В целом же по отрасли ожидается уход в активное развитие платного
телевидения. Эти и другие вопросы телекоммуникаций обсуждались в среду на
круглом столе в Новосибирске.
«Проводной широкополосный доступ (ШПД) в интернет и платное
телевидение — наиболее активно растущие сегменты телекоммуникационной отрасли.
Рынок голосовой сотовой связи в последнее время практически замер. Людей
интересует мобильная передача данных. Операторы запускают сети третьего и
четвёртого поколений» — сказал генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
По его словам, ещё совсем недавно скорость подключения в
10-20 мегабит в секунду вызывала восхищение, а 80 и 100 мегабит считались
фантастикой. Однако развитие инфраструктуры, в первую очередь, высокоскоростных
оптоволоконных линий, сделало эту фантастику реальностью. На 1 октября 2014
года в России насчитывалось более 28 миллионов абонентов ШПД. Каждый квартал их
количество растет на 450 — 500 тысяч.
РОССИЮ НАКРЫЛО СЕТЬЮ
«Ростелеком сейчас реализует масштабную двухгодичную
программу. Её задача, в частности, по
Новосибирску, — закрыть оптоволоконной связью 85% домохозяйств города. К концу
года у нас по Новосибирску оптикой должной быть закрыто 430 тысяч домохозяйств.
Для сравнения, на начало года этот показатель составлял 320 тысяч
домохозяйств», — заместитель директора регионального филиала компании Виталий
Лапицкий.
В сегменте широкополосного доступа уже видны пределы роста.
По словам директора по B2C «Дом.ру» в Новосибирске Баира Аюшева, рынок ШПД в
городах-миллионниках близок к насыщению. Динамика здесь обеспечивается в
основном за счёт переключения клиентов от одного оператора к другому.
ЛЮДИ ПРОСЯТ ЗРЕЛИЩ
Участники обсуждения отметили, что наиболее стремительно
развивается рынок платного телевидения. Сейчас в России к нему подключены более
36 миллионов абонентов. И операторы следуют за рынком, постоянно расширяя
спектр телеуслуг. Всё большую популярность у россиян приобретает
HD-телевидение.
«Понятие «бесплатного телевидения» постепенно уходит в
прошлое. Сейчас очень много контента высокого качества. Люди готовы за него
платить. Они хотят смотреть хорошее кабельное телевидение и никогда больше не
вернутся к антенне», — отметил первый заместитель генерального директора
ТТК—Западная Сибирь Дмитрий Васильев.
Согласно озвученным исследованиям, люди, имея в пакете по
50-100 каналов, всё равно смотрят только 8-10. Главное для потребителей —
возможность выбора. Ну и для операторов в плане прибыльности ТВ эффективней
ШПД, так как здесь есть масса возможности для предоставления дополнительных
услуг. Тем более, что большая часть
операторов предлагает клиентам двойную услугу — интернет и ТВ.
ЧТО ПОДОРОЖАЕТ
Одна из главных проблем операторов связи в нынешних условиях
— монетизация абонентской базы. Иначе
говоря, прибыльности их услуг. Проблема заключается в том, что затраты
компаний, в том числе в связи с девальвацией рубля, выросли, а тарифы на
пропорциональный уровень они поднять не могут — слишком высока конкуренция. Таким
образом, сошлись во мнениях участники дискуссии, для населения тарифы могут
быть проиндексированы, но несущественно.
Также было сказано, что в
плане закупки западного оборудования кризисные явления отразятся на операторах
только через некоторое время. Техника, поставляемая сейчас, закуплена по старым
контрактам. А вот будущие поставки придется оплачивать по новым ценам. Тогда и
встанет вопрос о новых тарифах.
«У тарифов есть определенный предел, выше
которого не перепрыгнешь. В этом году мы провели индексацию на услуги ШПД, и в
следующем однозначно её проведём. Но каких-то серьезных повышений ждать не
стоит. Всё не так печально: в целом рынок будет расти», — уточнил Лапицкий.
Представители операторов
предположили, что юридические лица, которые платят за связь на порядок больше,
чем население, вероятно, решат сэкономить. По словам Дениса Кускова, исходя из
опыта кризиса 2008 года, возможно опустеют дорогие бизнес-центры — компании
переберутся в места подешевле. Но как это скажется на стоимости и видах
предложений для юрлиц, пока конкретно никто не озвучил.
Жизнь дата-центра. ФОТОРЕПОРТАЖ >>