Экономист Дэвид Хью-Джонс из Университета Восточной
Англии провел исследование честности представителей 15 стран мира, ученый
назвал народы, наиболее склонны к обману и нечестному поведению в условиях,
когда это может принести финансовую выгоду.
Ученый провел два эксперимента. В первом испытуемым
предлагалось подбрасывать монетку. Если она выпадала «решкой», то респондентам
выплачивали 5 долларов, если же «орлом», то всего три. При этом сам
экспериментатор не видел подбрасываний и полагался лишь на ответы испытуемых
онлайн. И при последующем подсчете можно было выявить нечестных игроков, пишет
портал N+1.
Второй эксперимент был более изощренным. Предлагалась
небольшая викторина, посвященная музыке. Она содержала шесть вопросов, типа «Какое
настоящее имя у Леди Гага?». Если респондент правильно отвечал на все шесть
вопросов — ему полагалось достаточно крупное денежное вознаграждение. Испытуемых
просили не гуглить правильные ответы. При этом три из шести вопросов содержали малоизвестную
информацию, и ответить на них без помощи поисковиков было практически
невозможно.
Выяснилось, что в эксперименте с подбрасыванием
монетки наиболее честными себя показали англичане — всего 3,6% респондентов
пытались обмануть экспериментатора, тогда как среди китайцев таковых было 70%.
Сразу же за ними шли японцы, корейцы и индийцы. К удивлению исследователей,
греки, которые стереотипно воспринимаются представителями других наций как
хитрецы и обманщики, в итоге также были среди лидеров по честности в этом
эксперименте.
Во втором эксперименте лидерство по количеству обманов
завоевали турки, следом ними вновь шли китайцы, индийцы и португальцы. Однако
японцы в этом эксперименте проявили себя наиболее честными людьми. И вновь, как
сообщается, высокую планку честности показали британцы.
Важнейшими выводами исследования оказались,
во-первых, то, что люди из одних стран не могут предсказать честность
представителей других наций. А распространенные стереотипы (например, о греках)
оказываются ложными. Во-вторых, уровень бесчестности и склонности к обману
коррелировал с бедностью населения, однако не имел взаимосвязей с темпами
текущего экономического развития.