Изменится Франция и при такой сильной и своеобразной личности, как Николя Саркози. Изменится страна и если ее впервые возглавит женщина. В первом случае, как можно предположить, Франция станет значительно жестче в своей внешней и внутренней политике, чем сегодня. Во втором, случае, возможно, мягче, округлее, без присущих Саркози острых углов.
И все это даже без учета их политических позиций. Я говорю только о разности личностей. Политические акценты достаточно очевидны. С одной стороны, традиционные для Европы правые, с другой, не менее, традиционная для Европы социал-демократия.
Теперь о менее очевидном. Третье место, набрав почти 20% голосов, занял центрист Франсуа Байру. Интересно, однако, что согласно все тем же предварительным опросам общественного мнения, если бы Байру сумел пробиться во второй тур, то выиграл бы у любого другого кандидата, как правого, так и левого. Иначе говоря, это та компромиссная фигура (золотая середина), которая устраивает большинство французов. Не знаю, каким президентом стал бы Байру в действительности, но очевидно, что изначально его политическая позиция предпочтительнее, чем позиции Саркази или Руаяль. Два сегодняшних лидера президентской гонки страну раскалывают на правый и левый сегмент, а Байру нацию объединяет.
Думается, самое время задуматься над тем, что избирательная система, принятая сегодняшним демократическим миром далеко не так демократична, как кажется. Если демократия не желает окостенеть и на деле намерена уважать мнение меньшинства, ей следует задуматься над уроками выборов во Франции. Кстати, само слово меньшинство в данном случае относительно - Байру набрал все-таки 20% голосов избирателей, а это немалая часть французских граждан. Между тем истинная задача демократии - не столько определить победителя в президентской гонке, сколько найти наиболее приемлемого для всей страны лидера.
Нынешняя избирательная система этому не способствует. Это не мягкое рейтинговое голосование, а, скорее, битва титанов, после которой остается искореженное политическое поле, остаются победители и побежденные.
Первые, как правило, уверенны в том, что на ближайшее время они имеют право крутить государственный руль так, как пожелают, вторые - изначально новый курс не приемлют и тут же начинают затачивать мечи к новой схватке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Дата: 23.04.2007, 11:10, Источник:
Схожие новости по теме: