15 сентября 1916 года в битве при Сомме в Первой мировой
войне англичане впервые применили танки. Несмотря на множество недостатков,
эффект был ошеломляющий — немецкие солдаты бросили позиции и бежали. Именно с
танка Mark I началась бронетанковая эпоха, которая через некоторое время привела
к созданию гигантских танковых армий.
Как танки появились на свет
Первая мировая война превратилась в полигон для испытания
новейших на тот момент видов вооружений. Первыми свою эффективность доказали
пулеметы. Затем противники применили авиацию. 15 сентября 1916 года дело дошло
до танков, которые должны были переломить позиционный характер «окопной войны».
Фото: Great War Observer / Attribution License
Идея бронированной повозки была на тот момент отнюдь не
нова. Еще в XV веке Леонардо да Винчи предлагал использовать закрытые колесницы
с защитой от стрел и копий для проникновения в неприятельские ряды, под защитой
которых врага могла бы атаковать пехота с обычным вооружением.
В начале XX
века у военных имелись бронепоезда и бронеавтомобили, однако всем потребностям они
не удовлетворяли. Колесные автомобили быстро увязали в грязи из-за большого веса,
а мощные и скоростные бронепоезда не могли выезжать на передовую из-за
отсутствия железнодорожных путей.
Для их замены англичане решили использовать Mark I, который
в итоге стал прародителем всех танков. Он представлял собой огромный
ромбовидный короб с гусеницами по периметру. Вес «сухопутного линкора»
составлял 28 тонн, он управлялся экипажем из восьми человек и мог передвигаться
со скоростью 6 километров в час.
Фото: Hawkeye UK / Attribution-ShareAlike License
Mark I оснастили 57-мм пушкой и несколькими пулеметами,
которые находились в специальных выступах на бортах — такая модификация получила
прозвище «самец». Также выпустили машины только с пулеметами — «самки».
Фактически, это был огромный таран, которые позволял прорывать инженерные
укрепления противника и оказывать огневую поддержку пехотинцам.
В битве на реке Сомме англичане бросили в атаку 49 машин, но 17 вышло из строя до начала
сражения. Девять танков сломались во время атаки, а еще пять — застряли в
болоте. Однако оставшимся 18 танкам удалось продвинуться на пять километров
вглубь линии немецкой обороны, а потери пехоты при наступлении оказались в 20
раз меньше, чем обычно.
Боевая «лохань»
Почему боевая машина получила странное название tank, ведь в
переводе это означает «цистерна»? Здесь не обошлось без курьеза, связанного с
Россией. Британские военные держали разработку в секрете и при перевозке по
железной дороге обозначали в документах гусеничные машины как «цистерны»
(tanks), высылаемые в Россию.
Название неожиданно прижилось, в большинстве стран мира боевые
машины теперь называют танками. Российские СМИ сначала переводили английское
слово «танк» почти буквально, называя новинку «боевой лоханью». В немецкой армии
за ним закрепилось другое название — Panzer, сокращение от словосочетания «бронированная
боевая повозка».
Фото: Tempesto / Attribution License
Из-за малого количества Mark I не смог оказать решающего
воздействия на боевые действия, однако новый вид техники доказал свою
перспективность, так как многие солдаты противника панически боялись железных
громадин. Танки были неуязвимы для пуль и осколков, уничтожить бронемашину
могло только прямое попадание снаряда.
Mark I собрал воедино основные элементы практически всех
танков будущего — гусеничную платформу, двигатель внутреннего сгорания, броню, пушку
и скорострельные пулеметы. Его применение было оправдано в условиях позиционного
боя, когда линия фронта представляет собой сплошные траншеи, окопы и преграды
из колючей проволоки.
Впрочем, сама конструкция Mark I была тупиковой — у него не
было башни из-за слишком большой итоговой высоты, а размещение оружия по бокам
оказалось неэффективным из-за сокращения секторов обстрела. Поэтому очень скоро
на смену прародителю пришли более эффективные машины.
Фото: Roller Coaster Philosophy / Attribution License
Наиболее удачной оказалась французская разработка — танк Renault
FT. При его создании инженеры ушли от
ромбической формы кузова Mark I и добавили поворачиваемую орудийную башню. В
итоге получился простой в производстве, дешевый и маневренный танк, которые
стал ориентиром для всего последующего танкостроения.