Итак, вопрос первый, хотя, может показаться - не самый острый. Пока. Согласно заявлению первого российского вице-премьера Сергея Иванова, систему ГЛОНАСС можно весьма эффективно использовать для контроля над перемещением грузов. На каждый грузовик, фуру вешать маячки в виде системы ГЛОНАСС и следить за их перемещением по стране. Сверни фура не туда, или вознамерься водитель мусоровоза вывалить свое содержимое в ближайший кювет, - последуют крупные денежные штрафы. Санкции должны быть разорительными, - полагает Иванов, - в миллион долларов штрафа....
Еще одно принципиальное добавление. Сергей Иванов предлагает подготовить президентский указ, обязывающий уже в 2008 г. министерство транспорта, МЧС и федеральное агентство Кадастр объектов недвижимости оснастить свои транспортные средства и средства разметки и картирования территории приемниками космической навигации. Сразу оговорюсь, вне всякого сомнения, подобный указ, частично ретранслированный, скажем, Минтрансом, затронет и частных перевозчиков.
Хорошо. Но для того, чтобы отследить свой транспорт, который колесит где-нибудь на Алтае, головному офису, например, в Москве, придется помимо самих комплектов спутниковой навигации разориться на услуги специализированных компаний по передаче сигнала по сотовой системе связи GSM от фуры до ее начальства.
Схема, эта далеко не нова в мире, однако в российских реалиях, даже если забыть о самой форме очередного принуждения, эффективность ее работы не кажется однозначной. Ведь никто и не подумает что-либо компенсировать пользователю, случись какой-нибудь серьезный сбой в работе спутникового созвездия. Скажем, по причине банального неплатежа.
Кстати, о сбоях и деньгах. Чтобы первых не было, за всеми элементами системы необходим тщательный уход, который стоит средств и немалых. В мире есть пока только один прецедент - американская система GPS Навстар, которая всеобъемлюще используется как военными, так и гражданскими по всеми миру.
Так вот, согласно приблизительным оценкам, министерство обороны США ассигнует ежегодно на содержание своей навигационной системы 400 млн. долл. В свою очередь, деньги эти выделяются из двухмиллиардной суммы, которая каждый год поступает Пентагону в виде лицензионных платежей от производителей GPS-приемников.
В этой связи очень хотелось бы знать, какова соответствующая российская схема. Ведь, согласитесь: вопрос наиважнейший, если учесть, что уже сегодня совокупный отечественный рынок спутниковой навигации оценивается в миллион профессиональный приемных устройств, а по данным прошедшей в начале апреля конференции Фундаментальное и прикладное координатно-временное и навигационное обеспечение (КВНО-2007) это число за десятилетие возрастет в пять раз.
Но спутники и приемники к ним ничего не стоят вместе взятые без соответствующих карт местности, в том числе и электронных. В данном случае ограничимся одним высказыванием Александра Турского, президента картографической кампании Nav Maps, работающей по договоренности с Роскартографией над электронным картированием территории России.