Вместо льдин полярные станции будут дрейфовать на деревянных судах-челноках
Вместо естественных ледовых платформ дрейфующие полярные исследовательские станции могут размещаться на судах-челноках, сообщает "Наука и жизнь" со ссылкой на сообщение президента Морского клуба "Полярный Одиссей" Виктора Дмитриева, сделанное в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге.
По мнению ученых Карельского научного центра РАН, суда-челноки "Полярные Одиссеи" должны использоваться вместо льдин для научного дрейфа полярных исследователей в арктическом бассейне Северного Ледовитого океана.
"Суда-челноки совершенно необходимы для проведения постоянного мониторинга Арктики, научных исследований, обеспечения задач обороны и нефтегазового комплекса и развития высокоширотного туризма", – сказал Дмитриев. На таких челноках "будут созданы условия для реализации сложных научных программ, комплексного мониторинга, включающего судовые наблюдения, постановку автономных станций, дистанционных спутниковых измерений и моделирования".
Небольшие по размеру и стоимости многофункциональные арктические суда-челноки, считают проектировщики, должны быть пригодны к многоразовому использованию для дрейфа в автономном режиме. Предполагается создать на них безопасные и комфортабельные для проживания и работы исследователей, в том числе оснастить оборудованием для полной утилизации отходов.
Длина проектируемого судна "Полярный Одиссей" – 50 метров, ширина – 13,5 метров, высота 8,5 метров, осадка 5 метров, водоизмещение 1250 тонн. Челнок рассчитан на 35 человек, включая экипаж и полярных исследователей. Корпус должен изготавливаться из ламинированной древесины (дуб, сосна), автономность жизнедеятельности – три года.
В рабочем проектировании судна принимают участие КБ "Восток" ЦНИИ Технологии Судостроения, Государственный Космический НПЦ им. Хруничева и НПО им. Лавочкина.
Строительство судна планируется вести на судостроительном заводе "Авангард" (Карелия). Технология изготовления основных элементов и корпуса судна из клееной древесины, освоенная в Морском центре и на заводе "Авангард", позволяет сделать "арктический челнок" достаточно прочным, относительно легким и упругим.
В рамках проекта запланировано строительство серии из 3—5 композитных судов. Расчетный срок строительства корпуса головного судна 1,5—2 года. Оценочная стоимость проекта составляет 2,5 миллиона рублей.