Исследователи пришли к выводу, что красные женские гениталии не возбуждают мужчин — следовательно, для сексуальной символики красного цвета нужно искать иное, менее наглядное объяснение. Обычно поведенческие эксперименты такого рода проводят на млекопитающих. Поэтому то, что в исследовании участвовали не самцы обезьян, а обычные мужчины, добавляет результатам еще и солидную долю пикантности.
Сексуальная символика красного цвета известна давно. Считается, что восприятие его как цвета готовности к половому контакту уходит корнями в незапамятные эволюционные времена, к наших общим с обезьянами предкам. Когда самка была готова к спариванию и беременности, у нее краснели гениталии (этот "сигнал к сексу" у некоторых обезьян используется и по сей день). Со временем человек научился прятать свои гениталии под одеждой, и в качестве демонстрации готовности к продолжению рода женщины начали использовать символический макияж. Сейчас вряд ли у кого-то возникнет мысль связать ярко-красный цвет помады с желанием ее владелицы забеременеть, но считается, что он именно так и возбуждает мужчин — пробуждая историческую память о красных женских гениталиях.
Исследователи из Кентского университета поставили для проверки этой гипотезы простой эксперимент. Простой настолько, что даже удивительно, почему до сих пор эта идея никому не приходила в голову (то ли все считали, что тут и проверять нечего, то ли просто было стыдно этим заниматься). Ученые взяли по четыре фото нескольких женских половых органов — на каждом изображении гениталии различались по цвету, от бледно-розового до красного. Затем они попросили сорок мужчин оценить сексуальную привлекательность каждого варианта. Оказалось, что разные стадии розового для мужчин намного привлекательнее, чем красный.
Конечно, можно придумать много разных интерпретаций. Самая простая: красный утратил свое значение, и женщины используют его лишь по инерции. С другой стороны, у красного есть ещё и символика опасности, и, возможно, его возбуждающее действие может быть связано с реакцией на преодоление препятствия и финальную награду. Наконец, не стоит забывать, что красный часто сопутствует таким деталям туалета и такому фасону, которые могут возбудить независимо от своего цвета.
То есть получается, что историческая память приматов, которая должна была срабатывать в этом случае, у современных мужчин куда-то исчезла: цвет готовности к сексу их не возбуждает, в отличие от обычного, "спокойного" цвета. Сами авторы работы пока не делают никаких однозначных выводов, указывая на необходимость более сложных и тонких исследований, которые учли бы все роли цвета в современной культуре. Во всяком случае, женщины могут порадоваться: хоть в чем-то сильный пол отличается от предков-приматов.