Большой адронный коллайдер (БАК), крупнейший в мире ускоритель заряженных частиц, установил новый мировой рекорд, объявили в Европейском центре ядерных исследований (CERN), расположенном близ Женевы, где установлен БАК.
По его данным, пучки протонов, циркулирующих в обоих направлениях 27-километрового туннеля коллайдера, пятого апреля столкнулись на рекордной энергии — 8 тераэлектронвольт (или 4 ТэВ на пучок). Ученые центра подчеркивают, что этот результат "значительно увеличивает возможности машины гарантировать новые открытия", передает ИТАР-ТАСС.
На достигнутом уровне энергии, фактически означающей скорость, с которой пучки протонов движутся навстречу друг другу по туннелю БАК, ускоритель будет действовать до конца нынешнего года. Скорость пучков протонов фактически равняется скорости света — за одну секунду они преодолевают туннель БАК 11 тысяч раз, отмечает агентство.
Это время, подчеркивают в CERN, будет использовано учеными для того, чтобы попытаться доказать или опровергнуть существование бозона Хиггса — предсказанной элементарной частицы, несущей ответственность за массу частиц в рамках физической теории "Стандартного типа".
В декабре прошлого года в CERN объявили, что им удалось обнаружить признаки бозона Хиггса, однако пока они не обладают необходимым количеством данных для того, чтобы подтвердить его существование. Пока им удалось сильно сузить диапазон масс, в котором может "жить" бозон Хиггса — с 500 до 16 гигаэлектронвольт (ГэВ), что уже посчитали огромным достижением.
Но для того чтобы сделать дополнительные выводы и, возможно, подтвердить обнаружение так называемой божественной частицы, необходимо собрать еще больше данных, чем в прошлом году. Тогда ученым удалось собрать данные объемом 5 обратных фемтобарнов, что означает накопленную светимость, то есть служит показателем количества частиц, пролетевших по кольцу БАК.
В этом году, как ожидается, объем собранных данных должен быть увеличен втрое — до 15 обратных фемтобарнов. Сбор информации физики производят, осуществляя столкновения пучков протонов, причем чем выше скорость столкновений, тем больше информации они получают для проверки существующих теорий.