Новые исследования группы германских и греческих физиков постулируют возможность существования множества устойчивых проходимых червоточин больших размеров, соединяющих участки пространства внутри нашей Вселенной. Более того, эти теоретически предсказанные объекты можно обнаружить, хотя это чуть сложнее, чем уже проведенные работы по поискам черных дыр.
По концепции моста Эйнштейна — Розена, эти необычные объекты могут вести в места, находящиеся вне нашей Вселенной. Группа физиков из Германии и Греции под общим руководством Буркхарда Клайхауса из Ольденбургского университета показала, что в действительности червоточины могут соединять различные регионы нашей Вселенной, а не только вести в параллельные универсумы.
Стандартная червоточина схематически может быть представлена как соединительный туннель между двумя точками трехмерного пространства. Изображение Википедии
Возникновение червоточин, по всей видимости, было вызвано квантовыми флуктуациями, свойственными ранней Вселенной почти сразу после Большого взрыва, породившими так называемую квантовую пену. Количество такого рода червоточин исследователи оценивают как весьма большое. Однако при этом могли образоваться лишь исчезающе малые червоточины. Впрочем, надежду на их практическое применение терять все же не стоит. Дело в том, что даже в случае, если червоточины были при "рождении" весьма малы, инфляция, последовавшая после Большого взрыва, должна была не только раздуть наблюдаемую Вселенную, но и одновременно резко увеличить червоточины до размеров, позволяющих проникнуть в них даже весьма крупным телам. Именно такой вариант развития событий Клайхаус и его коллеги проанализировали в работе.
При этом, хотя крупные тела могут войти в червоточину, гравитационное влияние на них при входе должно быть весьма малым, иначе их просто разорвет на части. Поэтому искривление пространства-времени на входе должно быть настолько "плавным", что выход из червоточины, доступной крупному телу, будет находиться весьма далеко от входа — не менее чем в десятках, а то и в сотнях световых лет. В противном случае на другую сторону червоточины вылетят бездыханные останки гипотетического путешественника.
По оценкам ряда ученых, результаты работы группы Клайхауса значимы, но говорится это с некоторой осторожностью. Отмечается, гипотеза во многом основана на спекулятивном подходе и лишь дальнейшие астрономические наблюдения и поиск такого рода объектов могут подтвердить или опровергнуть догадку. Разумеется, ученые сумеют заметить и правильно интерпретировать червоточины только в том случае, если будут теоретически готовы к этому. Иными словами, если примут концепцию, предлагаемую Клайхаусом.