Собачий "словарный запас" может насчитывать свыше 1000 слов. В нем могут быть наименования предметов, возможные действия с ними и обобщающие понятия. К такому выводу пришли ученые из Воффордского колледжа, которые исследовали и описали способности бордер-колли по кличке Чейсер.
Авторов исследования Джона Пиллей и Аллистон Рейд интересовало максимальное число слов, которые может выучить собака. В течение трех лет они обучали Чейсер все новым и новым названиям игрушек, с которыми та могла играть. Всего игрушек было 1022, и собака в итоге могла различать каждую из них по названию и по команде выполнять с ними различные действия. Авторы считают, что такое количество слов — это еще не предел, и собака может учить новые названия и дальше. Но ученые решили пока остановиться и описать имеющиеся данные.
Также исследователи решили проверить, понимает ли Чейсер, что названия предметов указывают на них самих, а не являются командами принести этот предмет. Они случайным образом комбинировали названия предметов и различные команды, которые умела выполнять собака. Без дополнительной тренировки Чейсер смогла правильно интерпретировать незнакомые ей комбинации действий и предметов.
Затем исследователи задались вопросом, может ли собака запоминать не только названия отдельных предметов, но также и наименования категорий. Чейсер успешно справилась и с этим заданием, освоив такие обобщающие понятия, как "игрушка", "мяч", "фрисби", к которым относилось сразу множество предметов.
И, наконец, в последнем эксперименте ученые выясняли, может ли собака обучаться более сложными способами. Они попытались обучать ее новым названиям при помощи метода исключения, когда среди знакомых предметов был один новый, который и требовалось запомнить. Чейсер учила названия этих предметов, но при этом быстро их забывала. Авторы исследования отмечают, что схожий эффект наблюдается при обучении маленьких детей. Впрочем, еще предстоит выяснить, являются ли такие лингвистические способности Чейсер редким явлением или широко распространены среди собак.