Современные твердолобые ученые убеждают нас, что вечный двигатель создать невозможно. Однако над этой проблемой размышляли еще древние греки — Архимед и Аристотель, которых дураками и даже чудаками не назовешь: это были матерые, сугубо материалистические умы. Чертежи перпетуум мобиле (от латинского регреtuum mobile — вечно движущееся) обнаружены в рукописях Леонардо да Винчи наряду с чертежами танков, подводных лодок и вертолетов. Сотни самых светлых умов человечества посвятили свои жизни изобретению такого механизма, который бы не прекращал работу, будучи однажды запущен в действие. Известно, что в школьные годы Михаил Калашников без устали изобретал вечный двигатель; правда, в результате его трудов получился знаменитый автомат, который только с натяжкой и в символическом смысле можно назвать перпетуум мобиле.
Инженер-механик из Канады — наш бывший соотечественник Валерий Иванов — в течение десяти лет изучал средневековые чертежи и гравюры и в результате с очень большой точностью воссоздал технические приспособления и механизмы тех времен.
Его работы — объекты инженерной мысли мастеров эпохи Возрождения — можно посмотреть и испытать в действии на интерактивной выставке "Вечные двигатели и машины эпохи Ренессанса (Sense Renessanse)" в Новосибирске. Примечательно, что среди тщательно воссозданных механизмов тринадцать (!) объектов сконструированы самим Леонардо да Винчи. Уже это роковое число говорит о громадных усилиях, предпринятых гением для изобретения вечного двигателя. Очень сомнительно, чтобы такой человек, как да Винчи, тратил свое драгоценное время на пустые забавы. Миланская библиотека, где хранятся чертежи да Винчи и другого инженера Возрождения — Агостино Рамелли, впервые за свою историю предоставила доступ к таким ценным документам частному лицу. Валерий Иванов изучил проекты и воплотил чертежи в реальность.
— Леонардо да Винчи, как известно, был не только художником, но и инженером. При жизни Леонардо ни один из его механизмов не был построен и задействован по назначению. Все механизмы существовали только на бумаге. И реализовал их наш соотечественник Валерий Иванов. Все сделано своими руками в единственном экземпляре, — рассказала корреспонденту Sibnet.ru гид-экскурсовод выставки Мария Тонких.
На территории России шестьдесят диковинных моделей выставляются впервые. Средиэкспонатов — военная техника, приспособления для строительства и, конечно, вечные двигатели.
Схема самого древнего дошедшего до нас вечного двигателя была изображена в 1150 году на сборнике стихов индийского математика и астронома Бхаскары II. Основой того двигателя стало колесо с косо прикрепленными к нему колбами, частично заполненными ртутью. Современные физики легко объясняют, почему ртутное колесо не вертится, хотя вроде бы должно это делать, при этом они цитируют законы термодинамики.
Вечный двигатель, придуманный да Винчи и представленный на выставке Валерия Иванова, тоже не работает. Будем думать, что пока не работает.
— Леонардо Да Винчи стал первым из тех ученых, которые поняли, что создать вечный двигатель невозможно. Он приравнял создателей вечных двигателей к алхимикам и написал потомкам, что бесполезно тратить на это время, что такого в природе быть не может, — рассказала Мария Тонких.
Однако не было ли это хитростью великого человека? Известно ведь, что он многое скрывал от современников, и даже о его живописных полотнах, исследованных тысячи раз, спорят до сих пор. Вот, например, первый подшипник, оказывается, тоже придумал Леонардо, но в его время изобретение не нашло применения — настолько оно опередило технический прогресс. Только в 1791 году подшипник "изобрели заново" английские инженеры, его стали использовать в конструкции колес кареты.
В конце шестнадцатого века Леонардо сконструировал для Стамбула особенный поворотный мост, который, к сожалению, при жизни художника построен не был. Зато в наше время в Европе такие мосты не редкость. На выставке можно увидеть принцип его работы.
Да Винчи придумывал и осадные машины, и оборонные механизмы для крепостных стен. Военная колесница, которая могла "косить" пехоту, — тоже идея знаменитого итальянца. Примечательно, что для колесницы использовался изобретенный Да Винчи механизм зубчато-винтовой передачи, так называемый червячный механизм, благодаря которому работают многие современные машины. Идея, которую подарил нам гений Возрождения, применяется в лебедках, подъемниках, в системе натяжения струн музыкальных инструментов, например гитары.
На выставке можно не только увидеть прототипы военных сооружений, но и поиграть "в войнушку", стреляя конфетами при помощи точных копий требюше и других средневековых метательных орудий.
Интерес вызывают различные системы, придуманные современником Да Винчи Агостино Рамелли.
— Он жил примерно в одно время с Леонардо и работал под руководством ученика Леонардо Да Винчи, совершенствуя большинство его идей. Сам он не был изобретателем, он был практиком, чего не хватало Леонардо, — продолжает Мария Тонких.
Валерий Иванов воссоздал некоторые работы, например осадный мост, прототип башенного крана, машину для выкорчевывания пней, различные системы транспортировки воды.
Одна из основных задач выставки, как отмечают организаторы, — "вернуть людей из компьютеризированного электронного пространства к тактильному восприятию окружающего мира".