Информация о том, что в стране ведутся исследования и
разработки по авианосцам, появляется с периодичностью раз в год. Но если аванпроект
КБ ФГУП «Крыловский государственный научный центр» что-то и добавил к данной
теме, то только лишь недоумение, пишет газета «Взгляд».
В 2004 году главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов
объявил, что к 2017 году Россия построит новый авианосец. Через год он повторил
это заявление, несколько уточнив его: проектирование начнется в 2005-м,
строительство – после 2010-го.
После каждый новый командующий снова говорил про создание авианосцев,
меняя концепцию задачи и называя новые сроки. К концу 2012-го стало известно о
разработанном проекте и о том, что он отправлен главкоматом ВМФ на доработку,
поскольку, по оценке командования, разработчики опирались на технологиии 1980-х
годов.
Наконец модель перспективного авианосца представлена. Как
сообщает ТК «Звезда», у корабля удалось так оптимизировать корпус, что
сопротивление движению снизилось на целых 20%, предусмотрены новейшие
энергетические установки, радиоэлектронное и ракетное вооружение. На авианосце
взлет авиации последнего поколения возможен даже в шторм. На борту смогут
поместиться 100 летательных аппаратов.
Сейчас испытания проходит двухметровый макет авианосца.
Авианосец воссоздадут в металле и в натуральную величину после того как заказчик
утвердит проект, корабль воссоздадут в металле в натуральную величину.
Издание сравнивает новинку со стендами времен СССР, когда по
желанию заказчика на макете пластмассовые танчики, самолетики и пушки добавляли
или убавляли. Так и здесь. Хотите самолеты дальнего радиолокационного
обнаружения и управления? Поставим на палубу пару пластмассовых самолетиков. Не
важно, что на корабле нет катапульты, а с трамплина они не взлетят. Нет
противолодочных самолетов? Поставим побольше вертолетов. И главное –
истребителей, причем непременно Т-50 палубного варианта, которого еще не
существует, и неизвестно, будет ли.
Как отмечает «Взгляд», очевидно, что России нужен авианосец не
такой, как «Адмирал Кузнецов» и его систершипы – индийский «Викрамадитья» и
китайский «Ляолин». Их конструкция базируется на изначально порочной концепции
тяжелого авианесущего крейсера – многоцелевого боевого корабля, на котором
авиация играет лишь вспомогательную роль как средство усиления ПВО соединения и
в меньшей степени – противолодочное средство.
Еще в феврале прошлого года генеральный директор ОАО
«Невское ПКБ» Сергей Власов говорил, что с трамплина не может взлететь самолет
радиолокационного дозора (РЛД). Если делать полноценный авианосец, нужны
самолеты РЛД, а значит, нужна катапульта. А корабельная катапульта является
большой проблемой. В нашей стране опыта проектирования паровых катапульт
практически нет.
Однако, как пишет газета, отдельные действия высшего командования
флота повергают в недоумение. Так, согласно некоторым источникам, при
обсуждении эскизного проекта корабля некоторые флотоводцы выразили явное
неудовольствие отсутствием на его борту электромагнитных катапульт, действующих
по принципу пушки Гаусса или райлгана.
Но Власов не теряет оптимизма. «Я думаю, если мы будем
создавать новый авианосец, а на его создание потребуется около 10 лет, то за
это время, возможно, создадут и катапульту», – сообщил он в интервью ТАСС в
ходе прошлогоднего оружейного шоу DEFEXPO.
Но, возможно, у разработчиков российского авианосца впереди
гораздо больше времени. Так, в октябре 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин
заявил, что пока такая задача вообще не стоит. «Госпрограмма вооружения до 2020
года строительство авианосца не предполагает. Авианосец – это решение
геополитическое, а не военно-техническое», – сказал он.
На самом деле, утверждает издание, Россия со строительством
полноценного авианесущего корабля опоздала лет на 25–30. И сложно сказать,
потянет ли страна этот проект в условиях геополитического кризиса, не следует
ли направить средства на развитие и переоснащение сухопутных войск и ВВС. Но
когда кризис будет преодолен, этот вопрос снова встанет на повестке дня.