Считается, что в современном обществе магия уже не играет той роли, которая отводилась ей в первобытные времена. Кое-какие суеверия, конечно, остались, но все-таки мы стали более трезво смотреть на вещи. Но психологи Джордж Ньюман и Пол Блум из Йельского университета заявили, что это не так. Они заметили, что на аукционах, где выставляются вещи, принадлежавшие знаменитостям, степень физической близости звезды с предметом — важный фактор ценообразования. Например, если объекта касались Джон Кеннеди, Мерилин Монро или другие люди, обладающие в глазах публики положительным обаянием, то за него давали более высокую цену.
Психологи увидели в этом проявление подспудной веры в то, что личные качества владельца передаются предмету. По их мнению, перед нами классический пример контактной магии, когда нечто нематериальное (магическая сила) переносится с одного на другое посредством физического контакта. А это значит, что общество по-прежнему мыслит первобытными категориями.
Кроме исследования данных с аукционов, Ньюман и Блум спросили 435 случайных людей о том, как много человек готов заплатить за свитер, который принадлежал горячо любимой или горячо ненавидимой им знаменитости. Респондентам предварительно сообщали, что свитер был либо стерилизован (то бишь лишился "магической силы", присущей звезде), либо осмотрен экспертами аукционного дома (следовательно, к нему прикасались "простые" люди), либо реализовывался со строгим условием, что в будущем его нельзя будет перепродать (тем самым человек лишался возможности рассматривать вещь как выгодное вложение капитала и оценивать свитер сам по себе).
За стерилизованный свитер (принадлежавший Мерилин Монро, например) испытуемые готовы были заплатить на 14,5% меньше, а если им нельзя было его перепродать, то всего на 8,9% меньше, то есть "магическая сущность" ценилась выше денег. То, что к вещи прикасались посторонние, почти никак не сказывалось на решении: "магическая сила" знаменитости стойко выдерживает попытки ее загрязнить. Если же спрашивали про свитер знаменитости с дурной славой, то результаты были прямо противоположными: стерилизованный ценился на 17,2%, а ощупанный профанами — на 9,4% выше, то есть "магическая сила" "плохой" знаменитости не выдерживает соприкосновения с простолюдинами и легко выводится. Запрет на перепродажу тоже почти никак не влиял на цену предмета. Естественно, подобные выкладки никоим образом не способны удивить того, кто собаку съел на продаже вещей знаменитостей. Так, в прошлом году куртка, принадлежавшая Кеннеди, ушла за 570 тысяч долларов, напоминает Proceedings of the National Academy of Sciences.