Американский фермер Джозеф Глидден ровно 144 года назад, 27 октября 1873 года, подал заявку на патент современного, дожившего до наших дней, варианта колючей проволоки. Этому, на первый взгляд, скромному изобретению суждено
было оказать серьезное влияние на историю человечества, и даже стать одним из
ее символов.
«Легче воздуха, крепче виски, дешевле пыли», — такое
поэтичное описание придумал изобретенной Глидденом колючей проволоке житель Техаса
Джон Уорн Гейтс. Он в 1876 году построил в центре города Сан-Антонио загон для
скота, обнесенный невиданной до того времени оградой. Гейтс поспорил, что даже
самые дикие и необузданные лонгхорны (порода коров в США) не сумеют прорваться
сквозь колючую проволоку, которая будет ранить животных.
Гейтс выиграл спор и изобретение пошло в массовую продажу под
рекламным слоганом «величайшее открытие века». С тех пор колючая проволока
сумела изрядно испортить себе репутацию, став со временем символом войн и
ограничения свободы человека.
«Убийца» ковбоев
Колючая проволока изначально, как и задумывал Глидден, предназначалась
исключительно для огораживания территорий, на которых пасся скот. Америка была
страной господства и неприкосновенности частной собственности. Выпас на чужой
земле (намеренный или случайный) был одной из главных проблем американских
фермеров в XIX веке.
Это изобретение к 1880 году
революционно изменило жизнь на просторах Великих американских равнин. Недорогие
изгороди из колючей проволоки позволили фермерам, державшим скот, экономить на пастухах, а владельцам ранчо — легко защищать свои посевы от забредающих на
их земли животных.
Фото: James Rickwood / CC BY 2.0
Развитие животноводства благодаря этому изобретению получило
в Штатах мощный толчок. Но новая ограда практически уничтожила легендарных ковбоев — профессию перегонщиков скота. С началом масштабного огораживания земель стало невозможно покупать
скот большими стадами и перегонять его с место на место — животные могли по
пути напороться на расставленные повсюду ограды из «колючки». Резать проволоку было запрещено законом.
Возненавидели ее и коренные жители США — индейцы. Белые
поселенцы повсеместно огораживали колючей проволокой новые угодья, которые еще
недавно были индейской землей. Коренные племена прозвали ее за это «веревкой» или «лентой
дьявола».
Символ неволи
Вскоре изобретение стали применять против людей. «Колючкой»
начали повсеместно огораживать не только сельхозугодия, но и другие участки частной собственности. Ей стали обозначать
госграницы. Затем она нашла широкое применение
в тюрьмах, лагерях, колониях и психиатрических лечебницах.
Впервые для лишения свободы людей такую ограду применили в
1899 году в штате Айдахо, в тех же Соединенных Штатов. Во время массовой
забастовки горняков, которая переросла в беспорядки со стрельбой, в дело
вмешалась армия. Военные захватили более 700 протестующих и усадили их на 16
суток в лагерь, обустроенный в огороженном колючей проволокой чистом поле.
Некоторые исследователи считают этот случай первым в истории фактом применения
концлагерей.
Вообще же авторами технологии концентрационных лагерей
принято называть британцев, которые начали ее применять во время англо-бурской
войны. «Лагеря для беженцев», как они официально именовались, ограждались
колючей проволокой. По донесениям русских военных агентов, на 1 мая 1901 года
на территории Оранжевой республики действовало 19 лагерей (32 тысячи
заключенных). В Трансваале за «колючкой» сидели 25 тысяч душ, причем это были
не пленные солдаты, а их жены, дети и родители.
Колючая проволока стала олицетворением нацистских лагерей смерти
и сталинского ГУЛАГа. Сквозь нее в документальных фильмах показывают корпуса
крематориев и полуразрушенные лагерные бараки. Звено колючей проволоки стало
символом ограничения свободы, тюремного заключения.
«Создатель» танков
Массовое применение колючая проволока нашла в военном деле,
как элемент фортификации. Ее звездным часом стала Первая мировая война, которая
после маневренного начала вскоре переросла в жуткие по своей кровопролитности позиционные
бои.
Противоборствующие стороны защищали свои позиции сложнейшими
проволочными заграждениями. Пехота беспомощно топталась перед проволочными
заборами, медленно «прогрызая» в них проходы и становясь жертвой пулеметов. Перед
«колючкой» потеряла свою атакующую силу кавалерия.
Для пробития брешей в проволочных заграждениях в ходе
наступлений армии расходовали огромное количество боеприпасов. На один проход в
пятирядном проволочном заграждении уходило до 150 снарядов.
Эту проблему смогли решить только танки. Собственно, они
своим появлением во многом обязаны колючей проволоке. Сама конструкция этих
машин была обусловлена задачей преодоления проволочных заграждений. Танки в
итоге уничтожили господство «колючки» на поле боя, сведя ее роль до
вспомогательных нужд.
Несмотря на падение ее роли в военном деле проволока
совершенствовалась. Француз Бруно предложил наматывать ее на барабан и
получившуюся колючую спираль быстро монтировать в поле. В дальнейшем спиральные
заграждения из колючей проволоки получили название «Спираль Бруно».
После Второй мировой колючую проволоку заменила режущая
спираль. Она более эффективна: наносит более серьезные раны и сложнее
преодолевается людьми без инструментов, давая охране больше времени на
реагирование. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение
способно даже убить человека — в случае большой потери крови. В российской
армии такая спираль называется «Егоза».
Фото: U.S. Navy photo by Photographer’s Mate 2nd Class Eric Powell
Сегодня известно около 1500 видов колючей проволоки. Ее коллекционирование
популярно на Западе и особенно в США. Существуют клубы коллекционеров, каталоги
и даже соответствующие разделы на Ebay.