Российским потребителям грозит очередное повышение цен на
автомобили — поводом стало увеличение акцизов для мощных машин и грядущая
индексация утилизационного сбора, одобренные правительством РФ. Как изменится
рынок новых авто и что готовят для россиян популярные автопроизводители?
Почему цены идут вверх
Цены на автомобили традиционно повышаются в начале года —
практически все участники рынка обновили свои прайс-листы. Однако в 2018 году
потребителей ждет вторая волна переписывания ценников из действий
правительства. Чиновники повысили акцизы на автомобили мощностью свыше 200
лошадиных сил, а также индексировали утилизационный сбор.
Размер сбора в среднем возрос на 15% по всем видам
автомобильной техники. Однако для легковых машин повышение оказалось куда более
значительным. Так, с 1 апреля 2018 года утилизационный сбор на автомобили самой
массовой категории с моторами 1–2 литра вырастет на 90% и составит 84 тысячи
рублей.
Меньше пострадал сегмент машин с объемом двигателя до 1
литра — сбор на них увеличится на 16% (до 33 тысяч рублей). Авто с движками
объемом 2–3 литра обложат сбором, который увеличился на 49% (до 126 тысяч рублей).
На машины с двигателем объемом 3 литра и выше ставки не изменились.
В итоге сбор больнее всего ударит по сегменту легковых машин
с двигателем объемом 1–2 литра, который является наиболее востребованными у
российских покупателей. Эксперты уже назвали повышение «экстремальным». По
прогнозу участников рынка, дополнительного роста цен избежать будет невозможно.
Так, руководство компании BMW уже заявило, что стоимость
затронутых сбором автомобилей в среднем увеличится на 50-60 тысяч рублей. Nissan
полагает, что ценник вырастет на модели Juke и GT-R, которые импортируются в
Россию с азиатских заводов. В целом новые тарифы за утилизацию обеспечат удорожание
новых машин вплоть до 15%, полагают аналитики.
«В совокупности с индексом роста потребительских цен и
инфляционными ожиданиями от 2018 года повышение цен может составить до 10–15% в
зависимости от бренда и модели автомобиля», — прогнозирует руководитель
направления Audi, Porsche, BMW департамента продаж компании «АвтоСпецЦентр»
Константин Авакян.
По мнению директора по маркетингу компании «Рольф» Юлии
Овчинниковой, для отдельных моделей повышение издержек производителей в связи с
ростом акцизов и утилизационного сбора может доходить до 8–10%. Это изменение
будет заложено в цену автомобилей наряду с обычным инфляционным удорожанием,
которое в течение года составляет примерно 5%.
Китайцы против всех
Впервые о планах повысить утилизационный сбор правительство
заговорило в конце прошлого года — изначально планировалось, что индексация
произойдет с 1 января, однако чиновники не могли утвердить ее размер. Однако
автопроизводители подстраховались и подняли цены на машины нового модельного
ряда.
Так, одним из первых ценники переписал «АвтоВАЗ», при этом удорожание
коснулось сразу всех моделей Lada. Стоимость Lada Vesta увеличилась на 15–36
тысяч рублей, внедорожник Lada 4x4 прибавил в цене от 8 до 17 тысяч рублей в
зависимости от комплектации, а псевдокроссовер Xray стал дороже
на 15 тысяч рублей.
Компания Kia также решила не ждать и объявила о повышении на
популярные модели — седан Rio, кроссоверы Sorento и Sportage, а также Optima
подорожали на 10 тысяч рублей, внедорожник Mohave прибавил в цене 50 тысяч
рублей, представительский седан Quoris стал дороже на 100 тысяч рублей.Россиянам разрешили менять ломающиеся авто на новые
Некоторые автопроизводители повысили цены только на
некоторые модели — в частности, Renault увеличил на 10-15 тысяч стоимость
популярных Logan и Sandero, а внедорожник Duster прибавил в цене от 15 до 27
тысяч рублей. Более дорогие модели компании остались с прежними ценниками.
По аналогичному пути пошла компания Mitsubishi — стоимость
кроссовера Mitsubishi Outlander 2018 года выпуска увеличилась» на 10–30 тысяч
рублей, внедорожник Mitsubishi Pajero Sport подорожал на 50 тысяч рублей во
всех своих комплектациях. По другим моделям производитель пока взял паузу.
Особняком на рынке держатся китайские производители — они снизили
стоимость отдельных моделей, рассчитывая завоевать российский рынок. Так,
кроссоверы Chery Tiggo 3 и Tiggo 5 в некоторых комплектациях стали доступнее на
10–50 тысяч рублей. Компания Geely на 17 тысяч рублей снизила цену кроссовера
Emgrand Х7, а FAW «уронила» цену Besturn X80 на 150 тысяч.