ешевый водный транспорт заменит грузовые фуры в Сибири
Развивать систему внутренних водных путей, в частности
грузоперевозки, решили власти Новосибирской области — об этом полпред
президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и губернатор региона
Владимир Городецкий заявили на открытии 60-го сезона навигации Новосибирского
судоходного шлюза.
«Представьте тариф на содержание асфальта или железной
дороги и тариф на содержание внутренних судоходных путей. Экономика содержания
внутренних судоходных путей где-то в 10 раз дешевле», — отметил Меняйло.
По словам губернатора Новосибирской области, правительство региона
видит перспективу возрождения водных транспортных путей, которые соединяют
регионы Западной Сибири (Алтайский край, Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую
области) с регионами севера и Северным морским путём. Сейчас рабочая группа
изучает производителей рудных материалов, железобетонных конструкций, которым
были бы интересны такие перевозки.
«Экономика гораздо выгоднее, дешевле. Это экологический вид
транспорта. Сегодня город забит пробками, а мы по городу возим и большегрузные
материалы, и песок, и щебень и так далее», — сказал Городецкий.
Меняйло добавил, что в пределах Обского бассейна уже есть положительные
примеры перевода тяжеловесных грузов на водные пути – в Алтайском крае два года
перевозка щебня Бийского гравийно-песчаного карьера осуществляется только по
реке.
Открытие навигации
Первым судном, которое в юбилейном, 60-м сезоне поднялось с
Оби в Обское море, стал учебный корабль «Глазунов». Каждое судно проходит три
камеры, в среднем шлюзование занимает 40-60 минут. Корабли идут в канале со
скоростью восемь километров в час.
Средняя продолжительность навигации по Оби составляет 135
суток, с 20 мая по 1 октября. В основном через шлюз ходят грузовые суда,
которые возят минеральные и строительные материалы (песок, гравий, щебень). По
словам главного инженера по гидросооружениям Анны Каспер, количество перевозок
значительно уменьшилось, раньше также транспортировали нефтепродукты и пшеницу.
Пик перевозок пришелся на 1987 год.
«Раньше каждый день ходила «Ракета» и пассажирский теплоход типа «Ома». Моторок набивалось по 70-80 за
одно шлюзование. Сейчас уменьшилось количество. Бывает по 3-4 яхты пропускаем»,
— рассказала Каспер.
Государство потратит на реконструкцию новосибирского шлюза свыше
1 миллиарда рублей. Сейчас продолжается второй этап реконструкции. В этом году заменят
металлоконструкции четырех ворот шлюза, гидроприводы ворот, установят
автоматизированную систему управления процессом судопропуска.