Газомоторное топливо, солнечная энергия и электромобили —
эксперты, собравшиеся на форуме «Транспорт Сибири» в Новосибирске, дали свои прогнозы того, как будет меняться транспортная сфера.
СОЛНЦЕ И ВЕТЕР
Уже через десять лет на смену существующей углеродной энергетике придут энергии ветра и солнца, уверен и. о. декана факультета мехатроники и
автоматизации НГТУ Александр Штанг.
«Примерно к 2020-22 году энергия ветра станет основным
модератором энергетического развития Европы. Она набрала такие обороты, что
стала почти паритетна по цене углеродной энергии. Через три-пять лет солнечная
энергия будет догонять энергию ветра и давить на уже существующую
инфраструктуру», — считает эксперт.
По его информации, сейчас в Германии 35% используемой
энергии возобновляемы, в Дании — около 45%. Когда эта цифра дойдёт до 50,
существующую энергетическую инфраструктуру придётся обновлять.
«Из всей нефти, которая сейчас добывается, 67% идёт на
транспортные системы. Если начать переводить транспорт на гибридные системы и
электромобили, мы получим огромный ресурс развития возобновляемой энергии», —
объясняет Штанг.
Он полагает, что к 2020 году применение электромобилей и
гибридных мобилей станет основным в развитии транспортных систем в мире.
ПРОЩАЙТЕ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ?
По словам Штанга, сейчас транспорт в развитых странах
начинает переходить с бензина на электричество. Например, власти Лондона
заявили о том, что весь транспорт в городе станет электрическим уже через
четыре года.
Но это не будут привычные нам трамваи и троллейбусы, «привязанные» к проводам. Троллейбус на литий-ионных аккумуляторах уже есть даже в
Новосибирске.
ИННОВАЦИОННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС НЕ ПЕРЕЖИЛ ЗИМУ >>
Фото: © компания «Лиотех»
«XX век оставит троллейбусы в истории. Это произойдёт в
2022-25 году, в зависимости от страны», — считает специалист. По его мнению, производство электробусов будет дешевле, чем
содержание существующей контактной сети троллейбусов.
Постепенно отказываться
от этого вида транспорта уже начали в Москве. Ближайшее будущее, уверен Штанг — за гибридным транспортом,
который имеет возможность работать как на бензине, так и на электричестве в
зависимости от ситуации.
«Будет более эффективно применять газовые установки на
автобусах. После 2025 года их сменят гибридные транспортные системы», — говорит
учёный.
Сейчас газовые автобусы уже работают в Новосибирске, Омске и
Братске. В Братске, по данным компании «Газпром газомоторное топливо», по
маршрутам ездит 41 машина — это позволило автотранспортному предприятию сэкономить
15 миллионов рублей за год.
БУДУЩЕЕ ЗА ГАЗОМ?
Метан считается самым безопасным горючим веществом, приводит
классификацию МЧС замдиректора томского филиала компании «Газпром газомоторное
топливо» Пётр Евсейкин.
Сейчас «Газпром» — единственная компания, которая заправляет
машины метаном. На газовом топливе может работать как специальный транспорт,
так и переоборудованный бензиновый.
«11 заправок у нас в Сибирском федеральном округе. Это,
признаюсь честно, немного, но мы активно над этим работаем», — рассказывает
Евсейкин. По его словам, в планах компании на ближайшие пять лет — около 40
заправок по всей Сибири, в том числе 10 — в Новосибирской области, где их
сейчас всего три.
По словам представителя Министерства транспорта
Новосибирской области Андрея Бенимецкого, перевозчики региона жалуются на
длительность заправки.
«Кроме того, к сожалению или к счастью, «Газпромнефть»
является монополистом в этом виде топлива. Произошёл резкий скачок цен, сейчас
идёт некий демпинг, хотелось бы узнать, как в дальнейшем будет развиваться
ценообразование...», — интересуется чиновник.
Представитель «Газпрома» поясняет, что стоимость метана не
может превышать 50% от стоимости бензина на заправках. Сейчас газ стоит 12,5
рубля за литр.
Тем не менее, по мнению Бенимецкого, заправки необходимо
оборудовать современной техникой, кроме того, что нужно увеличить их количество,
только тогда перевозчики будут согласны переходить на этот вид топлива.
Кроме того, участники дискуссии сошлись во мнении о том, что
баллоны с метаном слишком много весят. И, например, 1,5-тонная «Газель» будет
вынуждена терять почти полтонны вместимости из-за газа. Поэтому, говорить, что это уже завтрашний день, пока не приходится. Но то, что направление перспективно — очевидно.
«Оборудование будет легче, оно будет развиваться. Метан —
самый чистый из всех углеводородов. Мир идёт в этом направлении. Мы перейдём
сначала на метан, потом на гибриды, потом на водородное топливо», — заключил Штанг.