За спойлеры — краткое изложение подробностей сюжета книги или фильма — принято заранее извиняться. На веб-страницах их часто выделяются шрифтом, совпадающим по цвету с фоном текста, чтобы никто не увидел их против своего желания. Однако, как показывает исследование Николаса Кристенфельда и Джонатана Ливитта, психологов из Калифорнийского университета, спойлеры ничего не портят, во всяком случае когда речь идет о книгах. Мало того, они даже увеличивают удовольствие читателя.
Исследователи использовали в своих экспериментах 12 рассказов классиков мировой литературы (в том числе Джона Апдайка, Роальда Даля, Агаты Кристи, Рэймонда Карвера и Антона Палыча Чехова), разделенных на три группы повествований: традиционных; содержащих загадку; с сутью, зависящей от неожиданного поворота в конце. Каждый рассказ представлялся читателям в трех вариантах: оригинальном, со спойлером в начале и со спойлером, интегрированным в сюжет примерно в середине. Каждая версия рассказа читалась как минимум 30 людьми.
Как выяснилось, участники эксперимента предпочитали рассказы со спойлерами оригинальным вариантам во всех трех категориях; разница была особенно сильной для повествований с загадкой и для иронических рассказов. Как говорят авторы работы, значение сюжета для литературного произведения сильно переоценено. "Сюжет — только предлог для хорошего письма. Удовольствие при чтении приносит стиль. Возможно, когда вы знаете, чем все кончится, вам в когнитивном смысле легче усваивать информацию, и вы лучше понимаете смысл повествования", — поясняет профессор Кристенфельд.
Спойлеры, надо отметить, благосклонно воспринимались публикой только в том случае, если они предваряли текст, а не были вплетены в него. Исследователи считают, что способность людей перечитывать известные им книги десятки раз и получать от этого удовольствие тесно связана с феноменом положительного восприятия спойлеров. Можно сказать, что читатель, прочитавший начальный спойлер, становится в позицию человека, читающего любимую книгу.