Байкал на двоих
Свой ледовый веломарафон по этому озеру пара экстремалов посвятила 50-летнему юбилею СО РАН и Академгородка
Системный администратор из Новосибирска Иван Гунькин и москвич, но бывший новосибирец, выпускник СибГУТИ Сергей Щеглюк за десять суток на специальных велосипедах проехали около 700 километров по льду самого глубокого озера в мире.
О подробностях веломарафона «ВН» рассказал Иван Гунькин.
Отъезд
Покорять Байкал на велосипедах мы сначала намеревались вчетвером, признался Иван. Помимо меня и Сергея, к веломарафону готовились дизайнер, выпускник НГУ Дмитрий Сенотрусов и доцент Сибирского независимого института Вячеслав Боярский. Однако за несколько дней до отъезда у них возникли проблемы, и они отказались от участия. Поскольку эти ребята были главными инициаторами акции, то марафон первоначально решили отменить. Но мы с Серёгой сказали: «Нет, мы переедем Байкал, пусть даже вдвоем».
Сергей вылетел из Москвы на самолёте, а Ивану пришлось ехать поездом, причем пришлось покупать ещё и багажный билет: его велосипед весит около 15 килограммов, а рюкзак с палаткой, спальным мешком, едой и прочими необходимыми атрибутами 25.
Я доехал сразу до Слюдянки, а Сергею пришлось ехать до неё из Иркутска, говорит Иван. Встретившись, мы решили, что до места старта (местной базы на берегу Байкала) мы доберёмся на попутке: деньги, благо, были.
Велосипеды
Только однажды новосибирец был вынужден разбирать свой велосипед, чтобы подкачать шины
Веломарафонцы выбрали самые надёжные двухколёсные средства передвижения по байкальскому льду. У Ивана был велосипед американской марки «GT».
Правда, велосипед этот, как и многие товары, поставляемые в Россию, сделан по лицензии США, но производится в Китае. На настоящий американский байк у меня денег не хватило. Кстати, примерно на полпути я был вынужден подкачивать свои шипованные шины, а вот у Сергея таких проблем не было.
Напарник Ивана Сергей создал свой ледовый велосипед сам, из нескольких разных двухколёсных аппаратов.
Ночёвки
Путешественников в первые дни погода теплом не баловала. В первую ночь, когда проехали 27 километров, спать экстремалам было холодно.
Конечно, мы узнавали у местных синоптиков прогноз погоды на время нашего веломарафона, вспоминает Иван Гунькин, но верить в этот прогноз не собирались, поскольку знали, что на Байкале температура воздуха может меняться в течение часа. Так и получилось: синоптики обещали нам минус 15 градусов, но во время первой нашей ночёвки было за минус 30. Не спасали даже тёплые палатки и пуховые спальники.
Веломарафонцы ночевали преимущественно на природе. Всего один раз скоротали ночь на базе у своего знакомого и дважды нашли приют на местных кордонах.
Местные сторожа и владельцы кордонов всегда нам радовались, говорит Иван. Люди они одинокие, им не с кем пообщаться, и такие путешественники, как мы с Сергеем, для них отдушина. Они угощали нас всем, чем могли, плату не брали и очень просили приезжать ещё.
Трасса
Маршрут ребята выбирали сами: они внимательно изучили карту зимнего и весеннего Байкала и прикинули, где могут пройти велосипеды так, чтобы не провалиться под лёд.
На поверку всё оказалось не так уж и просто: многие из размеченных участков представляли собой не ровную поверхность, а сугробы, пробираться по которым экстремалам пришлось пешком.
Можно смело сказать, что километров 50 мы прошли пешком, вспоминает Иван Гунькин. Снег шёл регулярно, и поверхность Байкала не позволяла нам кататься по ней на велосипедах: колёса вязли в сугробах, и никакой силы ног не хватило бы, чтобы преодолеть эти снежные заносы. Были и противоположные ситуации: часто мы подбирались к байкальским мысам, местам, где вода никогда не замерзает. К примеру, устье Ангары мы обходили по заливу. Проскочили, как потом узнали, самое опасное место, и даже не заметили.
Еда
С собой путешественники взяли сублиматы (сухие пайки), консервы и две горелки.
По их словам, первая всесезонная газовая горелка оказалась настолько едкой, что её больше не использовали. Использовали вторую, керосиновую.
Конечно, мы брали с собой в дорогу алкоголь, на случай, если совсем замёрзнем, вспоминает Иван. В качестве алкоголя были две бутылки самогона. Однако за всё время пути мы его попробовали только раз по 50 граммов. Всё остальное время пили чай, ели консервы и сухой паёк.
Последний день
Иван Гунькин доволен переходом через Байкал
Фото Владимира ПОЛЯКОВА
В этот день наши земляки установили собственный рекорд: за сутки они проехали, а частично прошли пешком более 80 километров. Иван Гунькин рассказал, что именно тогда, возле острова Ольхон, им встретилcя местный депутат со своими помощниками.
Поначалу мы просто поболтали, говорит Иван, но потом, когда они узнали, кто мы, откуда и с какой целью идём по Байкалу на велосипедах, предложили нам
водки. Мы отказались. Тогда поступило второе предложение: мол, вам до финиша уже недолго, давайте довезём ваши вещи до базы, а вы приедете и там их заберёте. Мы согласились. Но тут погода резко испортилась, и вместо часа мы шли пешком часа четыре. Благо депутат оказался честным и привёз наши вещи на место финиша.