апрет на 13: во что верят военные летчики
Накануне Дня ВВС России корреспонденты Sibnet.ru побывали в отдельном вертолетном
полку и узнали о мирных миссиях военных летчиков, запрете на цифру 13 и
предполетных традициях.
День Военно-воздушных сил (ВВС) России отмечают 12 августа.
В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно
которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления
Генерального штаба. Авиация ВВС включает в себя дальнюю, фронтовую,
военно-транспортную и армейскую авиацию.
562-я авиационная база армейской авиации дислоцируется на
военном аэродроме в Толмачево. Базу создали в конце 2010 года в результате
расформирования сибирских вертолетных подразделений. Сейчас войсковая часть состоит
их вертолетной эскадрильи на Ми-24П и вертолетной эскадрильи на «Терминаторах» Ми-8АМТШВ,
технико-эксплуатационной части, батальона связи и радиотехнического
обеспечения, батальона аэродромно-технического обеспечения и роты охраны. Более 50 военнослужащих награждены
государственными наградами.
Минимум 120 часов в воздухе
Солнечное утро, на аэродроме замерли военные вертолеты и
самолеты, вокруг кричат птицы – это работают специальные системы. Они имитируют
клич хищных птиц, чтобы отпугивать пернатых.
Знакомит с вертолетами начальник службы безопасности
полетов, старший летчик подполковник Сергей Бацарашкин. Он мог стать генетиком,
но пошел в ДОСААФ, прыгнул с парашютом и понял, что это его. Увидел плакаты с
героями-афганцами, где каждый третий — вертолетчик. Сейчас его налет — более 3
тысяч часов.
Сегодня на авиабазе – парковый день. Он проходит два раза в
неделю. Летчики и инженеры осматривают вертолеты, техники проводят регламентные
работы: смазывают агрегаты, проверяют оборудование и орудия. Следующий день
полностью отведут на подготовку к полетам – военные разберут задачи и маршруты.
И только потом будут сами вылеты.
Там экипажи совершенствуют технику пилотирования и навыки
воздушной навигации и разведки. На летно-тактических учениях и общевойсковых
маневрах проводят стрельбы и бомбометания по мишеням. Налет каждого летчика
562-й авиабазы составляет в среднем 120 часов в год.
Мирные цели
У военных летчиков есть и мирные цели: доставка грузов в
труднодоступные районы, эвакуация населения из районов, подтопленных паводками
и тушение лесных пожаров. Новосибирские вертолетчики боролись с огнем в Томской
и Оренбургской областях, Красноярском крае, тушили загоревшийся поезд с
боеприпасами на станции Тихомирово.
«Для тушения пожаров на трос под вертолетом прикрепляют
водно-сливное устройство – ВСУ-5. Это резиновая груша. Экипаж находит воду и
накачивает ей сферу. Забирает около 3
тонны воды, а затем сбрасывает с высоты 50-100 метров», – описал работу экипажа
заместитель командира авиабазы по личному составу подполковник Александр
Нерлих.
Еще одна мирная работа – поисково-спасательное обеспечение запусков
пилотируемых космических кораблей. В 1975 году новосибирский экипаж обнаружил и
эвакуировал из труднодоступных гор Алтая космонавтов Василия Лазарева и Олега
Макарова. Тогда произошла авария на ракете-носителе и капсула села в
незапланированном месте.
Многие из военнослужащих авиабазы участвовали в миротворческих
миссиях – в Республике Чад, Сьерра-Леоне,
Судане. Подполковник Сергей Бацарашкин побывал в Сьерра-Леоне. Это была
первая в истории России миротворческая миссия на вертолётах Ми-24 и самая
дорогая миссия ООН.
«Если бы миссию не открыли, то могла бы обвалиться мировая
экономика, потому что в стране собирались организовать бесконтрольную добычу
алмазов. Посмотрите фильм «Кровавый
алмаз» — он об этих событиях», — посоветовал летчик.
Любимый «крокодил»
Ми-24 – любимая машина новосибирских вертолетчиков, его
конструкторам они готовы поставить памятник. «Весь вертолет кривой, ни одной
прямой линии: лопасти, хвост, пол в кабине – все под углами, а летит ровно!» — восхищаются Бацарашкин и его коллега, командир эскадрильи Андрей Андреев.
Ми-24 называют крокодилом, пятнистой ласточкой и барабаном.
Последнее – из-за рева мощных двигателей, который может сработать как
психологическая атака, вертолет давит звуком.
«Если Ми-8 я могу сравнить с микроавтобусом, то Ми-24 – это
гоночная машина, очень маневренный», — рассказывает Бацарашкин.
Вертолетчики относятся к своим машинам как к живым
существам, разговаривают с техникой. Говорят, бывали случаи, когда надо было
просто погладить лопасть, чтобы завести мотор.
«У каждого свой характер, каждый ведет себя по-разному, хоть они одинаково сделаны, но это не штампы же, вручную собираются все машины, у каждого своя душа. Кто-то на виражах хорошо, кто-то лучше на пикировании, кто-то лучше стреляет. Молодым летчикам это сильно бросается в глаза, они лучше ощущают, с опытом это меньше замечаешь, но чувствуешь, что у каждого норов свой», — поясняет Бацарашкин.
Запрет на 13
«Вертолет более сложен в управлении, требует максимальной
концентрации на протяжении всего полета, в отличие от летчиков, которые, набрав
эшелон, включают автопилот и уже контролируют его работу. Руки на органах
управления постоянно, как на автомобиле», — считает Нерлих.
Особое искусство — посадки на неподготовленные площадки, особенно в горах. Место должно быть без деревьев, с нужным уклоном – подходящих очень мало.
Чтобы вылет прошел удачно, вертолетчики соблюдают несколько правил
– не фотографируются перед полетом, некоторые еще и не бреются.
«Нельзя ходить по малой нужде перед передней частью
вертолета. У нас, как у космонавтов, которые писают на колесо автобуса, надо
перед вылетом зайти за колесо сзади, сделать дело и лететь, потому что в
воздухе уже не выйти», — делится приметами Бацарашкин.
Некоторые летчики вешают в кабине крестик или иконку покровителя,
Святого Николая, потому что «бывают очень непростые вылеты». В кабину военные
должны брать только карту и наколенный планшет.
У вертолетов нет 13-х номеров. «В училище было 111, 112, сразу 114. В одной части были первый 12-й и второй 12-й вертолеты», — вспоминает летчик. И никто из военных не употребляет слово «последний».