Ровно 77 лет назад 25 января госкомиссия приняла в эксплуатацию здание вокзала Новосибирск-Главный. Корреспонденты Sibnet.ru побывали в местах, недоступных основному потоку пассажиров, и узнали, что такое «депутатская» комната и зачем штату вокзала художники, садовники и столяры.
В 1929 году Московское архитектурное общество объявило
Всесоюзный конкурс проектов железнодорожного вокзала в Новосибирске, в котором
приняли участие 45 проектов. Первую премию получила работа архитектора
Волошинова, в которой можно было угадать «образ мчащегося на восток паровоза».
Позже проект подвергался критике и неоднократно
дорабатывался. В 1931 году был заложен фундамент вокзала, а в 1939 здание было
принято в эксплуатацию.
Общая площадь вокзала «Новосибирск-Главный» составляет 28
тысяч квадратных метров, единовременно он может вместить 3 тысячи 200 человек.
Ежедневно с вокзала отправляется 49 пар поездов, в летние месяцы — 58 пар, в
том числе ускоренные и почтово-багажные поезда, более 5 тысяч пассажиров, а
летом — более 10 тысяч.
«Многие пассажиры, в том числе и новосибирцы (глядя на здание снаружи), думают, что
наш вокзал — двухэтажный. На самом деле он состоит из восьми этажей», —
рассказывает заместитель начальника вокзала Оксана Кремер.
Известно, что в здании Новосибирск-Главного работает большая
гостиница, а также трудится несколько десятков человек административного
персонала, но мало кто догадывается, что именно это занимает столько места.
ХУДОЖНИКИ И «КУСОЧЕК ЛЕТА»
Общее число работников вокзала, по данным на начало 2016
года, составляет 270 человек. Это и дежурные, и администраторы, и десятки
уборщиков, и даже два садовника, столяры и художники.
«Есть художники, которые являются штатными работниками вокзала.
Занимаются оформлением вокзала, наглядной информацией для пассажиров», —
говорит Кремер, уточняя, что всего художника два.
Что касается садовников, они обслуживают не только газоны и
кусты на территории вокзала в летнее время. Есть внутри одного из залов
ожидания и настоящий зимний сад, в котором представлено более 60 видов
субтропических растений.
«Маленький кусочек лета — так я его называю. Когда зимой
холодно, приходя сюда, пассажиры и гости
нашего города попадают в лето», — делится заместитель начальника.
Столяров в штате целых восемь. Всё дело в
том, что на вокзале есть отдельный столярный цех, который изготавливает двери и
мебель не только для Главного, но и для других вокзалов Западно-Сибирской региональной
дирекции железнодорожных вокзалов.
Работают на вокзале в постоянном режиме и маляры, их
четверо. Здание внутри последний раз подвергалось капитальному ремонту в конце
90-х, снаружи — в начале нулевых.
СУПЕРЛЮКС И «ДЕПУТАТСКАЯ»
Гостиница вокзала — как будто отдельный мир, без
керамогранита, мрамора и огромных помещений с высокими потолками. Самый дорогой
по ценовой категории номер здесь — суперлюкс. Он стоит 9 тысяч рублей в сутки и
состоит из шести комнат, в которых есть в том числе джакузи, бар, рабочий
кабинет и комнаты для проведения переговоров.
«Этот номер используется нечасто. Мы делали оценку рынка —
для такого номера это минимальная цена … Причём интерьер здесь не менялся с
1998 года. Для 98-го это было прямо «ах». Паркет ещё настоящий… В данный момент
мы планируем делать здесь современный ремонт — артисты, которые приезжают, они
останавливаются здесь», — рассказывает Кремер.
Помимо гостиницы, которая расположена в восточной стороне
вокзала, есть и специальная гостиница для посетителей с детьми — это «комната
матери и ребёнка». Она оборудована детскими кроватками, комнатой для кормления
и пеленания детей и игровой.
Есть также отдельные боксы для случаев, если
ребёнок вдруг заболеет и будет нуждаться в изоляции.
Оксана Кремер поясняет, что есть на Главном и специальная
комната под названием «депутатская»: посещают её не только депутаты, но и
актёры, делегации других стран, у любого желающего гостя вокзала есть возможность
побывать там за 2 тысячи рублей в час.
В «депутатской» есть книга почетных
гостей. Последним, кто оставил в ней пожелания новосибирцам, был высший
руководитель КНДР Ким Чен Ир.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТАБЛО И КАМЕРЫ
Совсем недавно на вокзале оборудовали дополнительный зал — сервис-центр,
посетителям которого за отдельную плату оформляют билеты, пока они сидят на
мягких диванах. Также в сервис-центре со дня на день откроются по принципу «всё
в одном» авиакассы и прокат автомобилей.
В общем кассовом зале 15 «окошек», работают они не все
одновременно, а по специальному регламенту, который учитывает спады и рост
пассажиропотока на вокзале. Существуют и терминалы для безналичной покупки
билетов.
Также в кассовом зале на табло с расписанием каждый может не
только увидеть информацию о своём поезде, но и моментально распечатать её на
специальном листочке наподобие чека.
«Там написаны номер поезда, категория, время прибытия,
стоянки и отправления, по каким дням он ходит — ведь некоторые поезда ходят
каждый день, а другие — раз в неделю», — поясняет собеседница.
Автоматически работать «умеют» также камеры хранения. Помимо
складов, которые требуют участия сотрудников и регулярно осматриваются
служебными собаками, есть ещё и электронные камеры.
«Пассажир подходит самостоятельно, то есть уже без участия работника. Там такое табло небольшое находится, на нём инструкция плюс есть речевое сопровождения. Вставляется купюра — 50 рублей это стоит (в сутки). В ячейку вставляется сумочка, ячейка закрывается, выдаётся талон со штрих-кодом. Когда пассажир подходит забрать вещи, он прикладывает штрих-код и открывается ячейка», — объясняет механизм их работы замначальника вокзала.
Особое внимание вокзал как объект, через который ежедневно
проходят тысячи людей, уделяет безопасности. Как поясняет Кремер, есть сотрудники,
которые контролируют проход в залы ожидания и проверяют наличия билетов у
пассажиров . А вот то, сколько человек и камер охраняют вокзал — информация
строго секретная.
«В конце 90-х годов, конечно, были проблемы с разными
антисоциальными личностями, но сейчас этого нет», — констатирует собеседница.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru