Роскачество, изучив школьную форму, выяснило, что одежда
может навредить здоровью учащихся. Эксперты рассказали, как именно форма может повлиять на физическое и психологическое здоровье детей.
В Новосибирской области установлены Единые требования к одежде школьников. Согласно им учебные заведения вправе сами определять, в
какой одежде будут ходить ученики. Это касается общего вида: цвета, фасона, а
также знаков отличия и другого. Решения принимаются совместно с родительским
комитетом. Однако школа не вправе указывать родителям, где покупать форму.
Что вредно носить школьникам?
Российская система качества по обращению Минпромторга России
организовала первое национальное исследование качества и безопасности одежды
для школы. Первыми под прицел попали брюки для мальчиков, а затем и рубашки.
По итогам исследования, из 98 производителей школьных брюк только 14 соответствуют знаку качества, то есть являются полностью безопасными
для здоровья. Среди сорочек результат следующий: из 30 производителей 10 имеют
знак повышенного качества, один удовлетворяет качеству и 28 имеют
нарушения.
Среди знакомых новосибирцам брендов качественные брюки
производит фабрика «Синар» и «Шалуны». У Gulliver, O'Stin, Zara выявлены нарушения. Рубашки, наоборот, можно покупать в O'Stin и Zara, а «Шалуны» попали в список с
нарушениями (полный список проверенных брендов представлен на сайте
Роскачества).
Фото: © Полина Разуваева, Sibnet.ru
В Новосибирске областное управление Роспотребнадзора перед каждым учебным годом
проводит проверку школьной формы на соответствие техрегламента Таможенного союза «О
безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Перед нынешним
учебным годом из 25 исследованных образцов одежды не
отвечали требованиям безопасности три. Гигроскопичность
в них была ниже нормы. Три юрлица привлекли к административной ответственности.
Называть конкретных производителей-нарушителей управление не стало, чтобы
избежать антирекламы.
«Для пошива школьной одежды должны использоваться ткани из
натуральных волокон (шерсть, лён, хлопок), которые являются наиболее
гигиеничными, терморегулирующими материалами и обладают более высокой
гигроскопичностью. Эти критерии особо важны в связи с длительным проведением
обучающихся в школьной одежде (пять-шесть часов, а с учётом продлённого дня до восемь-девять часов)», — пояснила замруководителя областного управления Роспотребнадзора Лада
Самойлова.
Фото: © tsuacctnt / Attribution License
Как выбрать безопасное?
Специалисты новосибирской фабрики «Синар», которая вошла в
число качественных брендов по исследованию Роскачества, рассказали, что при
пошиве школьной одежды ткани выбираются
исходя из соответствия «Техрегламента Таможенного союза о Безопасности
продукции, предназначенной для детей и подростков».
«Каждый сантиметр ткани, которая попадает на фабрику, проходит несколько этапов проверки на качество: на усадку, разрывную нагрузку,
текстильный брак, прочность дублирования, прочность окрашивания и так далее.
Таким образом, мы исключаем полностью вероятность попадания некачественной
ткани на производство», — пояснила представитель «Синар» Юлия Ахремчик.
Специалисты Управления Роспотребнадзора и представитель
фабрики сошлись во мнении, как правильно выбрать качественное изделие.
«Прежде всего нужно смотреть на маркировку продукции или
ярлык. Если на ярлыке не указана информация о производителе — его наименовании и
местонахождении, составе ткани, дате выпуска – это повод задуматься. Помимо
ярлыка нужно смотреть на качество пошива самого изделия. Неровные или
пропущенные строчки, заломы, затяжки, неровный цвет на ткани – это все служит
индикаторами некачественного изделия», — сказала собеседница.
Форма для «пятерок»
Школьная одежда может повлиять не только на физическое
состояние ребенка, но и на психологическое. По мнению психолога Анны
Бердниковой, форма положительно влияет на школьников. Она в некоторой степени
позволяет детям в школе больше погружаться в учебный процесс.
«Школьная форма создает рабочий настрой. Одежда является
своеобразным якорем: в джинсах — ходить на прогулки, в парео — нежиться на
пляже, в школьной форме — учиться. К тому же ребенок в школьной форме не
отвлекается на сравнение себя с одноклассниками, оценивая уровень
состоятельности», — пояснила Бердникова.
Специалист добавила, что в школах, где форма одежды
свободная, дети из семей более обеспеченных используют ее, как способ влияния
на социум. Кроме этого, мнение, что одинаковая форма мешает развивать ребенку
индивидуальность — миф. «Когда индивидуальность выражают с помощью одежды, это
часто выражение не детской индивидуальности, а родительской», — добавила
Бердникова.