ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) планирует разработать
оборудование для предоставления услуг широкополосной связи на борту
самолетов через российские спутники, рассказал генеральный директор ГПКС Юрий
Прохоров.
«В этом направлении активно развиваются наши конкуренты за
рубежом, и мы хотим предложить подобный сервис, основанный на
отечественной разработке, мы предпочли не брать готовое зарубежное решение. Эти
сервисы могут позволить нам задействовать труднопродаваемые ресурсы на тех
аппаратах, точность удержания которых на орбите недостаточно стабильна.
Поскольку мобильные станции, например, на самолетах или кораблях, как раз
способны использовать сигнал такого спутника, им всё равно, стабильный он
или болтающийся», — сообщил «Известиям» Прохоров.
Спутниковая группировка ГПКС сейчас состоит из 13 спутников
на геостационарной орбите, поэтому обеспечить связь они могут практически
в любой точке земного шара. Пилотный проект по оснащению самолетов средствами
связи через российские спутники планируется в следующем году. На корпус
самолета устанавливается принимающая сигнал специальная антенна, которая
не должна ухудшать обтекаемость самолета.
Она ловит сигнал со спутника, который находится намного
выше: самолет летит на расстоянии 10 километров от земли, спутник находится на
расстоянии 36 тысяч километров от земли. Дальше сигнал уже может подаваться в
салон, где раздается как обычный Wi-Fi.
Ряд зарубежных и российских авиакомпаний предлагают услуги
интернета на борту во время полета. Такой сервис бывает бесплатным (к
примеру, в бизнес-классе) или стоит от 5 до 30 долларов в зависимости от
объема трафика. Для обеспечения связи по всему маршруту от одной страны к
другой авиакомпании заключают договор с «интегратором», который задействует
одного или нескольких операторов связи.
В мире есть несколько компаний, которые организуют подобную
услугу, например, компания OnAir (обеспечивает связь для нескольких
самолетов «Аэрофлота») и Panasonic Avionics (обеспечивала связь для
«Трансаэро»). Эти компании предоставляют свои разработки — «железо» для
самолетов для обеспечения сигнала, а также заключают договоры с
операторами.