Фото: U.S. Air Force photo/R. Nial Bradshaw
Эксперты издания Task & Purpose считают, что американские
малозаметные многофункциональные истребители-бомбардировщики пятого поколения
Lockheed Martin F-35 Lightning II имеют «русскую ДНК».
«Хотя Як-141 технически не может считаться предшественником
F-35, но у JSF (программа Joint Strike Fighter по замене американских и других
западных истребителей на F-35), похоже, есть хоть какая-то русская ДНК,
касающаяся дизайна двигателя, и как только F-35 появился в США, Як-141 умер в
России», — приводит «Лента.ру» выдержки из материала Task & Purpose.
Эксперты отмечают, что дизайн у F-35 и Як-141 отличается, в
частности, по способу стабилизации и аэродинамическому профилю. «Но почти
наверняка данные, собранные из старого советского проекта СВВП (самолета
вертикального взлета и посадки), использовались при разработке варианта СВВП
F-35 Joint Strike Fighter. И это означает, что хотя бы частью своего
существования F-35 обязан программе вооружений советской эпохи», — пишет
издание.
В 1991-1997 годах (по другим данным — 1995-1997 годы), когда
Lockheed Martin (или до 1995 года — только Lockheed) и ОКБ Яковлева активно
сотрудничали, американская компания получила доступ к техническим документам и
опытным образцам Як-141, пишет Task & Purpose. На подобное партнерство
российское предприятие согласилось с разрешения правительства, из-за отсутствия
заказов на самолет. После сотрудничества Lockheed Martin изменила концепцию
истребителя в JSF с X-35 на F-35.
«Яковская линия»
«Lockheed, скорее всего, не имел каких-либо намерений помочь
экспорту Як-141; разумнее предположить, что соглашение было прикрытием для
закупки испытательных данных по программе Як-141, в том числе наиболее важных
данных СВВП, полученных за годы тестирования и разработки», — пишет издание.
В июле 2017 года заместитель министра обороны России Юрий
Борисов заявил о планах по «созданию перспективного самолета укороченного
взлета и посадки, возможно, вертикального взлета и посадки», который станет
развитием прекращенной «яковской» линии.
Сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки Як-141
(Freestyle по классификации НАТО), оснащенный радаром, ракетами средней
дальности «воздух-воздух», противокорабельными и противорадиолокационными
ракетами, предназначался для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143 (к
ним относится единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»), имеющих
укороченную, по сравнению с классическими авианосцами, взлетно-посадочную
полосу.
Самолет разрабатывался с середины 1970-х и впервые полетел в
1987 году. Было создано четыре опытных образца Як-141, один из них (из-за
ошибки летчика) в октябре 1991 года разбился о палубу авианосца «Адмирал
Горшков». Данный образец вместе с другим, предположительно, разобрали на
запчасти. Два других самолета перешли в музей. После распада СССР и отсутствия
интереса военных Як-141 предлагался для покупки, в частности, Индии и Китаю.
F-35 Lightning II — семейство малозаметных
многофункциональных истребителей пятого поколения, разработкой и выпуском
которого с 2001 года занимается американская компания Lockheed Martin.
Истребитель выпускается в трех вариантах: A (обычный для ВВС), B (с укороченным
взлетом и вертикальной посадкой) и C (палубный). Именно F-35B больше всего
напоминает Як-141. В Индии F-35 может вытеснить российский Cу-57.