Овощи, мясо и яйца стали доступнее для россиян, а вот стоимость
коммунальных услуг и общественного транспорта, напротив, — выросла, сообщает Росстат.
Эксперты объясняют такое положение вещей разным уровнем инфляции и прогнозируют
дальнейшее усугубление проблем, связанных с ЖКХ и транспортом.
Росстат оценил, сколько может купить среднестатистический
потребитель товаров и услуг при нынешнем уровне цен и существующих
среднедушевых доходах. Оказалось, что покупательная способность в I квартале
этого года по сравнению с тем же периодом прошлого выросла на большую часть
продуктов питания, особенно на овощи. Так, капуста стала доступней более чем на
40%, морковь — почти на 30%, а репчатый лук — более чем на 10%. Доступность
мяса тоже немного повысилась: говядины — на 3%, баранины — на 5%, а свинины —
на 7%, приводят «Известия» данные статистики.
А вот одежда стала менее доступной (сорочки — на 7%, мужской
костюм-двойка — на 3%). Но особенно заметно снижение покупательной способности
россиян в сфере ЖКХ и общественного транспорта.
Ведущий научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ
Светлана Бирюкова рассказала «Известиям», что изменение покупательной
способности происходит в связи с ростом или снижением цен на те или иные группы
товаров и услуг. «Покупательная способность говорит о том, что может купить
человек на имеющийся доход. В 2015 году покупательная способность падала на все,
так что рост этого показателя хотя бы на продовольственные товары — это
благоприятный признак», — объяснила эксперт.
Проблемные точки
В течение 2016 года наблюдались минимальные темпы прироста
цен на продовольственные товары (к концу года инфляция была на уровне 5–7%). А
максимальные показатели годовой инфляции были зафиксированы по одежде и обуви
(8–12%). Бирюкова отметила, что в потребительскую корзину кроме продуктов
питания входят и обязательные платежи, и одежда. Чтобы поддерживать минимальные
стандарты жизни, нужно, чтобы у граждан хватало денег на всё необходимое.
«Конечно, продукты — это товар первой необходимости. Однако
мясо и овощи не заменят одежды, а большая задолженность за жилищно-коммунальные
услуги грозит выселением», — сказала она. Из мониторинга НИУ ВШЭ «Население
России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие» следует, что в
течение всего 2016 года население чаще всего испытывало затруднения с оплатой
жилищно-коммунальных услуг. К ноябрю доля граждан, не способных оплатить услуги
ЖКХ, достигла 27%.
По данным Росстата, на 12% также снизилась покупательная
способность на оплату проезда в городском муниципальном автобусе. Председатель
Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта Владимир Ломакин
сообщил что это произошло из-за роста тарифов и недостаточного финансирования
из госбюджета. По данным Минтранса, с декабря 2015 по декабрь 2016 года тарифы
на проезд в городских автобусах и электричках выросли на 9,4%, а в трамваях —
на 8,7%.
«Общественный транспорт должен быть доступен для населения,
а стоимость проезда должна формироваться исходя из уровня жизни граждан.
Окупить работу автобусов, электричек и трамваев за счет тарифов невозможно, это
изначально расходная статья для государства», — отметил Ломакин.