Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Новости / Новосибирск / Поворот сибирских рек. СПРАВКА
 

Поворот сибирских рек. СПРАВКА

Фото: Wikimedia

Поворот сибирских рек. СПРАВКА

Один из самых амбициозных советских проектов — переброска на юг сибирских рек. 23 октября 1984 пленум ЦК КПСС принял эту программу. Для строительства канала «Азия» собирались вынуть 6,1 миллиарда кубометров метров грунта. Планы разрушила чрезвычайно дорогая стоимость проекта и протесты ученых.

Впервые идею переброски части стока рек Западной Сибири в Среднюю Азию высказал в 1868 году гимназист Яков Демченко. Он написал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Тогда общественное мнение квалифицировало эту идею как безумную.

В Советском Союзе проект активно начали обсуждать с 60-х годов XX века, когда резко увеличился расход воды на орошение Казахстана и Узбекистана. В 1970 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971—1985 гг.» В нем была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985 году.

Фото: проект поворота рек © Captain Blood / CC-BY-SA-3.0

Канал «Азия»

Проект заключался в создании огромной системы каналов и водохранилищ от мест слияния Иртыша и Оби с возможной переброской части стока из бассейна Енисея до Аральского моря. По пути вода из канала обводняла бы не только южные районы Казахстана, Узбекистан и Туркменистан, но и страдающие от летних засух области России — Курганскую, Челябинскую и Омскую с их развитым зерновым хозяйством.

Также канал мог бы иметь судоходное значение, связывая в единую транспортную систему сибирские и среднеазиатские реки, Аральское, Каспийское моря и Северный морской путь. Канал собирались назвать «Азия».

Его длина составляла бы около 2,5 тысячи километров, ширина от 130 до 300 метров, глубина — 15 метров. Если бы к проекту присоединился Иран — можно было бы подключить всю эту транспортную систему и к бассейну Персидского залива. Предлагалась поэтапная переброска сибирской воды: на первом — изъятие 25, на втором — 60, а в отдаленной перспективе — 75-100 кубических километров воды в год.

Разработчики рассмотрели более 20 различных вариантов технического осуществления задач переброски. В результате анализа были отвергнуты варианты, предусматривающие создание равнинных водохранилищ в зонах с заболоченными землями, а также варианты с очень большой протяженностью трасс и дорогими гидротехническими сооружениями для передачи стока.

«Северный», основной, вариант предполагал переброску воды из Оби от Ханты-Мансийска вверх до устья Иртыша, затем далее вверх по Тоболу. Из верховий Тобола вода перебрасывалась по Тургайскому прогибу, соединяющему Западно-Сибирскую равнину с Северным Приаральем, в русло высыхающей реки Тургай. Далее вода проводилась бы через бассейн Сырдарьи, и конечный пункт маршрута был Ургенч, на Амударье. В «южном» решении собирались вырыть канал от места слияния Оби и Иртыша на юг, к рекам Амударье и Сырдарье, впадающим в Аральское море.

Главная техническая проблема состояла в том, что на пути канала стоял водораздел бассейнов Иртыша и Сырдарьи. Воду требовалось гнать не только против течения Оби, Иртыша и Тобола, но и гнать ее в гору, поднимать на высоту 110 метров.

Требовалось вынуть 6,1 миллиарда кубометров метров грунта (предполагалось использовать ядерные взрывы для выемки грунта), уложить 14,8 миллионов кубических метров железобетона, смонтировать 256 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. На этом канале планировалось построить 6 железнодорожных и 18 автомобильных мостов.

Критика экологов

Строительство только первой очереди требовало инвестиций по предварительным оценкам в 15–16 миллиардов долларов. Экспертиза проекта в Госплане СССР в 1983 году пришла к выводу, что суммы были занижены не менее чем в два раза.

Также в начале 1980-х были подготовлены отрицательные экспертные заключения пяти отделений Академии наук СССР. Группа авторитетных ученых-академиков подписала подготовленное активным противником проекта геологом Александром Яншиным письмо в ЦК «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек».Байкал высохнет, города смоет цунами: чем грозят монгольские ГЭС

По мнению экологов, осуществление проекта могло вызвать ряд неблагоприятных последствий: затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами, подъем грунтовых вод на всем протяжении канала с подтоплением близлежащих населенных пунктов и автотрасс.

Произошла бы гибель ценных пород рыбы в бассейне реки Оби. Предсказали непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты, изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море и многое другое.

В итоге 14 августа 1986 на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы по переброске части стока северных и сибирских рек.

Возрождение проекта?

В конце 2002 года «новый» проект переброски рек Сибири в Среднюю Азию неожиданно предложил экс-мэр Москвы Юрий Лужков. По его мнению, 6-7 % вод Оби следует направить по специальному каналу от Ханты-Мансийска в Казахстан и ряд среднеазиатских регионов. Эксперты заметили, что описание лужковского проекта текстуально совпадает с проектом переброски, отвергнутым в 1986 году.

С критикой предложения Лужкова выступил член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. По его мнению, стоимость строительства такого канала составит около 200 миллиардов долларов, что сделает проект неоправданно дорогим.

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев высказал подобную идею в мае 2016 года. Он заявил, что Россия может предложить Китаю обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан в один из засушливых районов КНР. При этом он добавил, что обсуждение возможно только при условии безоговорочного соблюдения интересов России, в том числе с точки зрения экологии.

Подготовлено по данным из открытых источников

Дата: 23.10.2017, 5:56, Источник: info.sibnet.ru, Просмотров: 579

Схожие новости по теме:

Эксперты предрекли рублю крутые повороты
Водители большегрузов в Сибири стали сигналить на поворотах
В Новосибирске разрешат поворачивать на красный
Новосибирскому гаишнику оторвало ногу на повороте
Американцам лень включать поворотники
Представлен гибрид нетбука и планшета с поворотным экраном
Госдума не одобрила поворот на "красный"
Правый поворот на "красный": ГИБДД "против", водители "за"
Водителям разрешат поворачивать на "красный"
Путин может разрешить поворот на красный
Казахстан отказывается от поворота сибирских рек
Повороты налево запретят
В Новосибирске запрещают левые повороты
В Сибири выступают против идей Лужкова о повороте рек
Вот новый поворот
Новый поворот в мобильной музыке
У Михаэля Шумахера появится свой поворот






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0312 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,03125 сек.

Сейчас: 15.11.2024, 13:51
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella