Росалкогольрегулирование официально разрешило покупать пиво на
розлив в пластиковых бутылках объёмом более 1,5 литра при условии, если покупатель принесёт свою тару. Эту позицию ведомство официально объявило после того, как стало очевидно — пивной рынок после вступления в силу новых ограничений в России падает. В реальности в магазинах все просто вернулось на круги своя — «свою» тару любители пенного покупают здесь же. Правда, уже не так охотно...Государство в этом году как следует «закрутило пробки»
пивоварам и продавцам пива на розлив. С 1 января вступили в силу ограничения,
согласно которым производители больше не имеют права выпускать продукцию в
ПЭТ-бутылках объёмом более 1,5 литров. А с 1 июля от «двушек» и «трёшек»
пришлось отказаться и продавцам пива на розлив. По новому законодательству разрешалось отпускать продукцию только в «полтарашках» и бутылках меньшего объема.
Все эти меры, по мнению властей, должны были
ограничить потребление пива и побудить россиян заботиться о своём здоровье, но на
деле всё вышло иначе. Меньше пить не
стали — вместо привычной «двушки» потребитель покупал «полторашку» и ещё литр в
отдельной бутылочке, то есть в итоге выпивал больше. Такие, кто стал покупать вместо 2 литров 1,5, по наблюдениям продавцов, тоже есть. Но их меньшинство.
В самих магазинчиках продавцы стали возмущаться — большой
объём пива приходилось разливать в небольшие бутылки, всё это занимало время. В итоге на обслуживание одного покупателя уходило больше времени, чем раньше.
Нередко в пивмагах скапливались очереди. Глядя на это часть потребителей
переключилась на пиво из супермаркетов, где почти всегда есть скидки и акции на бутылочное пиво.
То есть ситуация на рынке изменилась, но не в сторону оздоровления, а сторону перераспределения потоков покупателей и падения бизнеса «разливной» сферы, в том числе производителей ПЭТ-тары.
В сентябре Росалкогольрегулирование (РАР) официально объявило свою позицию,
которая звучит так: «отпуск неупакованных пищевых продуктов осуществляется в
упаковочных материалах или в чистую тару потребителя». Это значит, что предприниматели могут продать пиво в бутылке покупателя, а объём значения не имеет.
«Теперь это выглядит так — покупатель берёт сначала бутылку,
мы пробиваем её отдельным чеком, потом наливаем в неё пиво и отпускаем», —
объяснил новосибирский предприниматель Евгений Кожин. Он также отметил, что проверить исполнение
правил можно разве что с помощью камер видеонаблюдения.
В сибирском представительстве РАР пояснять, почему
было принято такое решение, отказались. И добавили, что не уполномочены комментировать
принятые на федеральном уровне решения.
«Мне кажется, в правительстве поняли, что пошатнули рынок. От
акцизов отказываться никому не хочется, а решать проблему как-то нужно и
государству приходится искать какие-то изощрённые пути. И смешно, и плакать
хочется», — прокомментировал другой новосибирский предприниматель, директор пивного магазина Алексей Голубев. По его словам, через пару месяцев можно будет
уже оценить, как новые правила отразились на продажах, ведь покупатели уже
привыкли к ограничениям.
По оценкам собеседников, вполне вероятно, что объемы продаж не восстановятся полностью. Те покупатели, которые ушли в супермаркеты, успели привыкнуть к новой традиции или просто не узнают об отмене запрета.
Что ждёт экспортёров?
Светлая полоса может наступить и для производителей. Ещё в июле члены
комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству рекомендовали отменить ограничения в законе, которые препятствуют
продаже пива на экспорт.
«Спрос на такую продукцию в зарубежных странах есть.
Например, наблюдается рост продаж алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке объемом
1,5 литра в Китае, Монголии, Белорусии. С целью стимулирования развития
экспортного потенциала России необходимо устранить ограничения для российского
экспорта пивоваренной продукции», — написал на своём сайте депутат Госдумы от
ЛДПР Сергей Жигарев.
Это предложение поддерживает «Союз российских пивоваров». «В 2016 году объём российского экспорта пива в
ПЭТ объёмом более 1,5 литра в ценовом выражении может превысить 10 миллионов
долларов. В 2017 году, в случае отмены законодательных ограничений, эта цифра
вырастет не менее чем до 15 миллионов долларов и в дальнейшем будет расти», — прокомментировал Sibnet.ru представитель Союза.
И особенно, по его данным, в корректировке закона
заинтересованы расположенные в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке пивоварни.
Доля экспорта их продукции достигает 80%, и большая часть разливается именно в
крупную ПЭТ-тару.
По информации компании «Балтика», после вступления в силу
ограничений за первые полгода рынок показал падение на 5%. Немного хуже обстоят
дела у сибирских заводов, так, по данным пресс-службы компании «Томское пиво»,
объём производства за первые шесть месяцев 2017 года упал на 10%.
Фото: Владимир Сараев