В понедельник, 27 мая, в рамках фестиваля "Молодые театры России", который проходит в Омске, был показан спектакль молодежного театра Словении "Будь проклят тот, кто Родину предаст". В этом спектакле, который игрался на словенском языке с русскими субтитрами, рассказывается об истории словенского народа после не столь давней балканской войны, разделившей родных и близких на врагов и друзей.
Режиссер Оливер Фрлич попытался показать весь ужас войны. Однако приемы, которые использовались в спектакле, шокировали омских зрителей. Театралам не понравился мат, шедший со сцены, предназначавшийся не только хорватскому народу, но и самим зрителям. Упомянули словенцы и про Омск, который утопает в грязи, а сами горожане на это взирают молчаливо. Кроме того, четверо словенских актеров разделись до гола прямо на сцене. По словам очевидцев, многие пожилые дамы, пришедшие в "Пятый театр", едва не упали в обморок при виде мужского полового органа. Многие зрители не досидели до конца и покинули зал, хотя спектакль длился всего 1 час 20 минут.
Оливер Фрлич объяснил, что только таким провокационным способом можно обратить внимание на то, что происходит в мире, в частности, на военные действия.
"Вчера у нас была бомба, потому что политический театр такого рода у нас не воспринимается, — говорит педагог по работе со зрителями "Пятого театра" Татьяна Бакулина. — Молодежный словенский театр объездил с этим спектаклем полмира".
Спектакль действительно был с восхищением принят на многих театральных фестивалях: в Брюсселе, Вроцлаве, Белграде, Хельсинки, Нью-Йорке, Братиславе, Сараево, Скопье.
Татьяна Бакулина говорит о том, что сегодня ей уже звонили пожилые люди, которые были недовольны тем, что актеры разделись на сцене. Они готовы идти к губернатору Виктору Назарову, хотя и не досмотрели спектакль до конца. Однако театральные критики Наталия Каминская и Марина Дмитревская, входящие в жюри фестиваля, высоко оценили работу словенского театра.
"Если зрители не приняли этот спектакль, то это их дело, — говорит Бакулина. — Но нельзя же так охаивать словенцев. Другие ведь страны их принимают, а нам нужна массовость. Но это фестиваль не массовый, а элитный. Со спектакля действительно ушло много народа, но многие и остались. Они аплодировали актерам и режиссеру. Надо воспитывать людей методом от противного. Мы же должны знать, что цепляет молодые театры в других странах. У нас же много пороков, но когда их показывают со сцены, мы начинаем ругаться".
Интересно, что в минувшую пятницу, 24 мая, в рамках фестиваля был показан спектакль "ON.театра" из Санкт-Петербурга "Дневник онаниста". Омские зрители тоже не приняли этот спектакль, хотя зал, благодаря яркому названию и анонсу, был забит до отказа.