Сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского
госуниверситета Борис Клейман дешифровал некоторые моменты в библейских текстах
и выявил в писаниях связи с ближневосточной, греческой и сибирской мифологией, сообщает
пресс-службы НГУ.
Проведя семиотический анализ библейских сюжетов, ученый
пришел к выводу, что первоначально тексты функционировали в устно-музыкальной
форме и являлись компиляцией мифологических, эпических и сказочных
повествований.
Исполнители и слушатели этих сказаний в домонотеистический
период истории пользовались разными диалектами семитских языков и языками
межнационального общения: хеттским, шумерским, а позже аккадским и арамейским –
многоязычие в те годы было нормой.
«Можно с большой долей уверенности утверждать, что влияние
на библейские тексты оказывали мифы, сказки и героический эпос разных древних
этносов Месопотамии, например, популярный в древности мотив определенных
семейных связей (культ близнецов, племянника по материнской линии) нашел отражение
не только в мифах, но и в Пятикнижии», — рассказал Клейман.
По его словам, отражения этих культов присутствуют не только
в древних египетских, месопотамских и античных мифологиях, но и в героическом
эпосе сибирских народов — якутских, бурятских, монгольских, тувинских,
алтайских сказаниях. Но в отличие от мирового фольклора, перешедшего большей
частью в книжную память человечества, коренные сибиряки свои традиции сохранили
в живой социальной памяти, функционирующей по сей день.
«Еще один пример фольклорной основы текста в Пятикнижии –
лестница Иакова… Как отмечает семиотик, лестница — очень древний образ, который
связан с трехчастным представлением о мире, где верхний и нижний называются хтоносом,
то есть миром, находящимся вне ареала обитания человека. Лестница всегда ведет
из срединного мира в верхний. Здесь мы видим созвучность с историей про
быстрорастущий боб или орла, с помощью которых герой русских сказок поднимается
в небо», — рассказал Клейман.
По словам ученого, возникающие параллели помогают глубже
раскрыть тексты Торы: в приведённых примерах герои Библии, восточных и античных
мифов, русских сказок про «ягу» и сибирских героических сказаний по сути
являются одним знаком-мифологемой: образом хтонического предка-родональника.