Новости / Новосибирск / Видео: Новый фронтовик: на что способен истребитель МиГ-35
Фото: Carlos Menendez San Juan / CC BY-SA 2.0
Новый фронтовик: на что способен истребитель МиГ-35
Российские военные летчики в скором времени пересядут за
штурвалы новейшего боевого самолета ВКС РФ — МиГ-35. Машине, которая в
классификации НАТО получила наименование Fulcrum-F, что означает «Точка опоры»,
прочат роль главного фронтового истребителя России, а также настоящего хита на
мировом рынке вооружений.
На минувшей неделе в Подмосковье на производственном
комплексе самолетостроительной корпорации «МиГ» стартовали летные испытания
нового многофункционального истребителя МиГ-35. Возможности новинки по
видеосвязи оценил президент России Владимир Путин, который упомянул уникальность
российской разработки.
Ожидается, что МиГ-35 полностью завершат программу летных
испытаний в 2017 году, первые поставки истребителей ВКС России намечены на 2018
год. До конца 2020 года военные должны получить 30 машин, а в перспективе все легкие
истребители будут заменены на МиГ-35, следует из заявления главкома российских ВКС
Виктора Бондарева.
Корабельная порода
МиГ-35 имеет необычную биографию создания — впервые в истории авиапрома
разработчики создавали армейский истребитель на основе палубного самолета.
Началось все в 1980-е годы в СССР — тогда военным понадобились корабельные
истребители четвертого поколения для первого авианосца, который теперь известен
под именем «Адмирал Кузнецов».
Конструкторское бюро «МиГ» взяло за основу классический МиГ-29
и создало опытную разработку МиГ-29К. Новая машина получила дополнительное
резервирование всех важнейших систем, усиленные крыло и планер, прочное шасси.
Все это дало возможность устанавливать на самолет более тяжелые и габаритные
боеприпасы.
Миг-35 создавался на основе МиГ-29К — корабельная порода у
этой машины проявляется усиленной конструкцией, за счет чего она легко
переносит повышенные нагрузки и способна совершить посадку на грунт или обычную
автодорогу. Также истребитель имеет тормозной парашют, что дает возможность садиться
буквально на любые ВПП.
Неприхотливость позволяет МиГ-35 базироваться вблизи линии
боевых действий и практически мгновенно оказываться в нужной точке для
поддержки сухопутных сил. Самолет может эффективно уничтожать воздушные,
наземные и надводные цели в любых климатических и погодных условиях.
Самолеты МиГ-35 оборудованы двумя двигателями РД-33МК, которые
отличаются увеличенной тягой, оборудованы бездымной камерой сгорания и новой
электронной системой управления. Новейшая модификация таких двигателей имеет
всеракурсный отклоняемый вектор тяги, что обеспечивает истребителю отличную
маневренность для ближнего боя.
Несмотря на то, что РД-33МК — это фактически
модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска, скорость МиГ-35 по сравнению
с предыдущими сериями возросла сразу на треть — истребитель способен разгоняться
до 2400 километров в час.
Лазерное оружие для фронтовика
Главными отличиями новейшего истребителя от самолетов семейства
МиГ-29 являются прицельные системы пятого поколения, которые передают все данные
прямо в шлем пилота, наличие современных средств радиоэлектронной борьбы, сниженная
заметность в радиолокационном диапазоне.
Надежность достигается за счет цифровой комплексной системы
дистанционного управления с четырехкратным резервированием. Боевую нагрузку
МиГ-35 можно разместить на девяти точках внешней подвески, что позволяет
применять перспективные авиационные средства поражения российского и даже
иностранного производства.
Самолет отличает повышенный запас топлива — дальность полета
без дозаправки составляет более 3 тысяч километров, что двукратно превышает
возможности МиГ-29. Также в конструкции применена
технология антикоррозийной защиты планера и основных систем, это упрощает эксплуатацию
истребителя в сложных климатических условиях. «Высокоточная» война России без провизии удивила мир
По заявлениям корпорации «МиГ», стоимость летного часа новой
машины почти в 2,5 ниже, чем у МиГ-29. Кроме этого, особый упор разработчики
сделали на различные решения, обеспечивающие автономность базирования. В
частности, на борту самолета есть кислорододобывающая станция, что позволяет
совершать экстремально высотные полеты.
По заявлению разработчиков, МиГ-35 сможет применять
перспективное оружие, включая лазерное. Номенклатура применяемых средств
поражения весьма обширная — сюда входят ракеты класса «воздух—воздух» Р-77 и Р-73,
а также класса «воздух—поверхность» Х-31, Х-35, Х-38. Истребитель способен
нести на точках подвески корректируемые бомбы КАБ-500.
Смертельный «Жук»
В состав бортового радиоэлектронного оборудования МиГ-35
входит оптико-электронная система обзора нижней полусферы ОЛС-КЭ контейнерного
типа, которая может автономно либо по приказу пилота обнаруживать и захватывать
наземные цели. Также самолет оснащен станцией активных помех МСП-418КЭ, которая
защищает истребитель от вражеских средств перехвата.
Еще одним преимуществом МиГ-35 является современная радиолокационная
станция «Жук», оснащенная активной фазированной антенной решеткой, работающая в
любых погодных условиях и при наличии организованных помех. Станция способна одновременно
сопровождать до 30 воздушных целей и поражать до шести из них в воздухе и до
четырех на земле.
РЛС «Жук» может
самостоятельно выделять самые опасные объекты, передавать данные о тактической
обстановке на другие самолеты, вести картографирование и разведку, распознавать
неподвижно висящие вертолеты, вести радиоэлектронное противодействие. Дальность
работы по целям достигает 260 километров. Приметы военных вертолетчиков: что сделать перед вылетом
Истребители МиГ-35 также оборудованы станцией
непосредственной радиотехнической разведки, которая своевременно обнаруживает
атакующие ракеты, подсвечивает лазерами цели для пилота, автоматически регистрирует
всю необходимую полетную информацию, которая в дальнейшем может передаваться
напрямую в штаб.
Высокие ожидания может подпортить тот факт, что МиГ-35 ранее
разочаровал индийских заказчиков — в 2011 году опытный истребитель выбыл из тендера
MMRCA из-за несоответствия некоторых характеристик. Тогда радар в ходе
испытаний не смог обнаружить цель на заявленной дистанции, указанной в тендере,
а двигатели РД-33МК не показали необходимую тягу.
Впрочем, эксперты считают, что все недостатки уже
преодолены, а МиГ-35 на сегодня является одним из самых совершенных российских
истребителей. Действительно, по характеристикам он относится к поколению 4++,
фактически это переходное звено к самолетам пятого поколения. Разработчики
уверены, что новая машина скоро станет хитом на мировом рынке вооружений.