Жители России уже оценили страхование при поездках за
границу и полисы добровольного медицинского страхования, но в стране также
необходимо развивать накопительное страхование жизни и делать шаг в сторону
обеспечения рисков гражданскую ответственность застройщиков — такое мнение
высказал председатель совета директоров, управляющий акционер Страхового Дома
ВСК Сергей Цикалюк.
«Я думаю, что культура (страхования) сформировалась в тех
сегментах, где люди увидели результат. Сейчас востребованы такие виды, как
страхование выезжающих за рубеж, ДМС (наш портфель вырос вдвое с начала года),
страхование от несчастных случаев и даже от укуса энцефалитного клеща. Значит,
люди верят в страховую защиту и готовы за нее платить», — рассказал Цикалюк в интервью «Российской
газете».
Но имидж страховых компаний остается не на высоте. Цикалюк
видит причину недоверия в том, что некоторые банки при оформлении
потребительских кредитов навязывают клиенту страховку. По его мнению, есть
тренд развития добровольных видов страхования, а если «люди начинают управлять
своим бюджетом и задумываться о финансовой защите, значит, рынок будет
развиваться».
Накопительное страхование жизни
Один из сегментов, который может активно развиваться, — это накопительное
страхование жизни. Человек, открывший такую страховку, регулярно вносит взносы
для создания капитала. Если он умирает, то страховую сумму получают
родственники, если доживает до оговоренной в контракте даты, то получает
деньги. Подобные контракты заключаются на 5-10 лет.
По мнению Цикалюка, для развития этой ниши необходимо
уравнять планку налогового вычета по страхованию жизни (сейчас 120 тысяч рублей)
с инвестиционными счетами (400 тысяч рублей), а также ввести единый налоговый
режим для НПФ и страховщиков жизни.
«Еще в 2000 году международные консалтинговые компании
оценивали емкость рынка страхования жизни в 30 миллиардов долларов в год. С
учетом того, что средняя продолжительность договора 7-12 лет, страховщики могли
бы привлечь в экономику десятки миллиардов долларов инвестиций. Кроме того, мы
можем предоставить населению понятный и действенный финансовый инструмент
накопления семейных средств буквально на все случаи в жизни», — считает
эксперт.
Другие тренды страхования
Игрок рынка полагает, что сейчас большой потенциал есть у «страхования
различных видов ответственности — от качества выпускаемой продукции до
страхования ответственности рестораторов, парикмахеров, врачей, перевозчиков и
так далее».
«Например, в ряде европейских стран нельзя даже переехать из
одной квартиры в другую, пока у перевозчика и грузчиков не застрахована
ответственность. В России этот тренд тоже станет деловой нормой. Сегодня,
например, одну точку общепита могут контролировать более десятка организаций.
Зачем? Может быть, хватит полиса страхования профессиональной ответственности и
качества предоставляемых услуг?» — высказал мнение Цикалюк.Новый вид страховки: похороны без мошенников и переплат
Эксперт рассказал, что страховщики за последние пять лет потеряли
целые рынки — например, в три раза сократилось страхование опасных производств,
компании потеряли 19 миллиардов рублей страховых премий на страховании гражданской
ответственности застройщиков. В «глубоком» кризисе находится рынок страхования
сельхозрисков, где сборы упали более чем на 50 % в 2017 году.
«Вместо развития рынка создаются фонды — защиты прав
дольщиков, страхования авиапассажиров, ответственности туроператоров и другие. Все
это нерыночные механизмы, я уверен, что у них нет большого будущего. Страховые
компании могли бы работать более эффективно во всех перечисленных сегментах,
потому что они фокусируются на этих рисках, отвечают по ним всем своим капиталом.
Предъявляя требования к качеству принимаемых рисков, страховщики меняют и
растят рынок, вкладываются в него ресурсами, знаниями, интеллектом - в
интересах как бизнеса, так и потребителей», — прокомментировал Цикалюк.