Индекс потребительского доверия Nielsen
зафиксировал, что впервые за три года проблема здоровья попала в топ-3 главных
страхов и беспокойств россиян.
Если в первом квартале 2016 года главным источником
своих тревог 19% респондентов называли состояние экономики страны, 16% —
сохранность рабочих мест, а 14% — растущие цены на продукты, то сегодня
национальную экономику и рынок труда в качестве главного повода для переживаний
отмечают по 13% опрошенных, а 11% волнуются в первую очередь о здоровье. О
растущих ценах на еду беспокоятся 10%, о ценах на услуги ЖКХ — 8% россиян,
пишет РГ
«Российский потребитель будет очень осторожно
выходить из ставшего нормой жизни режима экономии. Производителям потребительских
товаров, как и ритейлерам, важно проявлять максимальную чуткость к покупателю и
тонко работать над вопросами соотношения цены и качества предложений», -
комментирует результаты индекса потребительского доверия директор по развитию
Nielsen Россия Константин Локтев.
Немного ослаб тренд на экономию. Хотя 40% опрошенных
россиян ответили, что сократили траты на ежегодный отпуск — это на 6 и 9
процентных пункта выше, чем во втором и первом квартале 2016 года.
Вместе с тем число экономящих граждан понемногу
стало сокращаться. О том, что ужали свои расходы по сравнению с годом ранее, в
сентябре 2016 года заявили «всего» 73% против 76% в первом и втором квартале
года. С 59 до 55% уменьшилось число тех, кто экономил на развлечениях вне дома,
с 63 до 59% — на одежде, с 36% до 33% — на ремонте и покупке дорогих товаров
домашнего интерьера.
Паника улеглась
По словам Локтева, значение индекса выше 100 пунктов
говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов - пессимистов, а
значение в 100 пунктов — о равновесии между оптимистичными и пессимистичными
ожиданиями потребителей от будущего.
«В первом квартале 2016 года индекс опускался на
самое низкое за 11 лет измерений значение в 63 пункта, после чего набрал три
пункта во втором квартале. В третьем квартале 2016 года индекс поднялся на 1 пункт до 67. На протяжении последних
двух лет индекс ни разу не увеличивал свое значение два квартала подряд»,—
говорит Локтев.
Это означает, что потребительский спрос медленно, но
восстанавливается. Ключевое слово здесь — «медленно», — сказал эксперт. Во-первых,
улеглась паника в отношении рынка труда (это первый вопрос, на основе которого
высчитывается индекс): сегодня 19% россиян думают, что их в целом ждут
благоприятные перспективы в ближайшем году (16% кварталом ранее и 14% в начале
года).
Порядка 77% (все меньше) предвидят скорее
неблагоприятный сценарии развития ситуации на рынке труда (80% кварталом ранее
и 83% в начале 2016 года).
Ожидания в отношении личных финансов (второй вопрос,
на основе которого высчитывается индекс) тоже чуть подросли — 31% опрошенных
считает, что их личное финансовое положение в ближайший год будет «хорошим» или
«отличным» (30% кварталом ранее и 26% в первом квартале).